В сборнике представлены контрольно-измерительные материалы предназначенные для оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития (вариант 7.2) в условиях инклюзивного обучения.
Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований.
При проведении текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с ЗПР должны быть созданы специальные условия проведения:
- особая форма организации аттестации:
- в малой группе или индивидуально (с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР);
- привычная обстановка в классе:
- присутствие своего учителя,
- наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий;
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей:
- упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
- упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
- в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
- при необходимости адаптирование текста задания:
- более крупный шрифт,
- четкое отграничение одного задания от другого;
- при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
- стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка),
- организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки),
- направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
- недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
В сборнике представлено использование материалов дополнительной визуальной поддержки: наглядных схем, карточек-помощниц с правилами, алгоритмами, которые при необходимости предлагаются обучающимся на отдельных карточках. |