18 декабря на базе МБОУ СОШ № 6 прошло городское заседание учителей начальных классов в формате семинара-практикума по теме «Пропедевтика формирования инженерных компетенций у младших школьников. Шаг в будущее».
Открыла работу семинара руководитель ГПМО Максимова Анна Константиновна, которая подчеркнула значимость работы педагога и пожелала плодотворной работы на семинаре.
Заместитель директора Вита Дмитриевна Михайлова в своём выступлении «От первоклассника к выпускнику» представила систему работы МБОУ СОШ №6 по созданию условий для формирования инженерных компетенций учащихся. Акцентировала внимание на участии в региональных проектах «Математическая начальная школа» и «Математические кружки», рассказала об особенностях учебного плана начальной школы и плана внеурочной деятельности, традиционных мероприятиях школы, интегрированной работе с учителями-предметниками, обозначила задачи совершенствования работы по пропедевтике формирования инженерных компетенций у младших школьников.
Учителя начальных классов Елена Михайловна Дукач и Любовь Павловна Королева провели мастер-класс «Математический взлёт. Компетенции для будущего», в ходе которого осветили вопросы формирования математических компетенций учащихся через применение практико-ориентированных заданий. Была проведена практическая работа учителей по определению задач, направленных на формирование трёх компонентов математической грамотности.
Учителя школы поделились опытом работы в ходе открытых уроков и внеурочных занятий.
Юные инженеры 2а класса под руководством учителя Светланы Геннадиевны Ресухиной учились непростому мастерству строить прямоугольник на нелинованной бумаге. В групповой работе по конструированию из деталей танграма оттачивали элементы конструкторского мышления и воображения.
Ученики 1м класса вместе с Еленой Богдановной Сайфулиной открывали загадки особенного числа и цифры 0 в математике. В совместной работе открыли правила сложения и вычитания 0 и в парах сменного состава учились эти правила применять на практике.
Как найти площадь нестандартной фигуры? Этот проблемную задачу решали учащиеся 3б класса под руководством Байрты Николаевны Барыковой на уроке математике. При этом ребята нашли три способа, определили наиболее рациональный. А научившись, подбирали подходящее по бюджету напольное покрытие во время ремонта квартиры.
Ксения Викторовна Пахомова на внеурочном занятии «Занимательная математика» во 2г классе раскрыла учащимся тайны пирамиды. Ребята с удовольствием познакомились с новым многогранником, изучили его элементы и свойства.
Занимательно прошло занятие внеурочной деятельности «Олимпиадная математика» в 1 классе. Учитель Татьяна Ильинична Ефимова «зашифровала» цифры под масками. Первоклассники, желая раскрыть все маски, подбирали цифры, при этом учились соблюдать несколько условий.
Зрелищно и захватывающе для учащихся 3в класса оказалось занятие внеурочной деятельности «Физика вокруг нас», которое провели учитель химии Мария Степановна Яблуновская и учитель начальных классов Валерия Андреевна Грищенко. Научившись отличать физические и химические явления в природе, ребята с помощью помощников-ассистентов девятиклассников, провели опыты с разными веществами и наблюдали реакции. Ученики самостоятельно делали выводы после опытов. Особенно запомнился опыт по получению серебра.
Путешествие в мир зубчатых колёс совершили учащиеся первых классов во время занятия творческого объединения «Робототехника» вместе с педагогом дополнительного образования Цветковой Людмилой Александровной. Ребята узнали о секретах сложных механизмов, построили наглядную модель работы зубчатых колёс и запустили её с помощью компьютерной программы.
Педагоги школ Головачева Оксана Викторовна, Михайлова Елена Викторовна, Глухова Марина Николаевна, Чумакина Людмила Ивановна, Ладани Оксана Александровна, Флегантова Светлана Георгиевна, Максимова Анна Константиновна проанализировали посещённые уроки и занятия, отметив высокий уровень их проведения, организацию проблемного обучения, научный поиск, развитие математических и инженерных компетенций учащихся. Занятия были полезны как молодым педагогам, так и стажистам.
Елена Николаевна Бабчук подытожила работу семинара-практикума, акцентировала внимание на актуальности ранней профориентации и развития инженерного образования.
В течение всего мастер-класса сохранялась занимательная сюжетная линия. Учителя начальных классов «совершали полёт» на лайнере авиакомпании 24/7 с соответствующими атрибутами авиаперелётов.
Приятным сюрпризом для педагогов стало поздравление юных Деда Мороза и Снегурочки, которые вручили небольшие подарки всем учителям!
Заместитель директора В.Д. Михайлова
9 декабря 2024 года в МБОУ СОШ №6 прошло заседание городской творческой группы «Технология развития критического мышления как одна из инновационных технологий обновлённых ФГОС» по теме «Функциональная грамотность – современный вызов для образования. Формирование естественно-научной грамотности посредством технологии развития критического мышления».
Открыла работу заседания руководитель группы, учитель начальных классов Ресухина С.Г., начав с вопросов: Что такое естественно-научная грамотность? Почему важно развивать естественно-научную грамотность в начальной школе?
О формировании естественно-научной грамотности на уроках окружающего мира, в том числе средствами технологии развития критического мышления, - практическая часть, которую представили учителя начальных классов МБОУ СОШ №13, 5 и 3 Паутова В.А., Галимова А.О., Воронина Ю.Л.
Запрос на формирование функциональной грамотности в обществе возник неслучайно. Это один из действенных механизмов повышения качества образования. Универсальность технологии критического мышления позволяет проектировать современный урок и успешно формировать функциональную грамотность.
Руководитель ГТГ Ресухина С.Г.
28 октября 2024 года в МБОУ СОШ №6 прошло заседание городской творческой группы «Технология развития критического мышления как одна из инновационных технологий обновлённых ФГОС» по теме «Функциональная грамотность – современный вызов для образования. Формирование математической грамотности посредством технологии развития критического мышления» в формате семинара-практикума.
Открыла работу семинара руководитель ГТГ, учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 Ресухина С.Г. с вопросом «Функциональная грамотность – современный вызов для образования». Светлана Геннадиевна начала с определения понятия «функциональная грамотность», рассказала об отличии функциональной грамотности и метапредметных результатов, подчеркнула проблемы современных школьников. Как способствовать формированию математической грамотности в начальной школе? Теоретический аспект вопроса представила учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 Иванова Н.И. О формировании математической грамотности посредством технологии развития критического мышления - практикум учителя начальных классов МБОУ СОШ №6 Грищенко В.А.
Запрос на формирование функциональной грамотности в обществе возник неслучайно. Это один из действенных механизмов повышения качества образования. Универсальность технологии критического мышления позволяет проектировать современный урок и успешно формировать функциональную грамотность.
Руководитель ГТГ Ресухина С.Г.
14 февраля 2025 года в МБОУ СОШ №6 прошло заседание городской творческой группы «Технология развития критического мышления как одна из инновационных технологий обновлённых ФГОС» по теме «Функциональная грамотность – современный вызов для образования. Формирование читательской грамотности посредством технологии развития критического мышления» в формате семинара-практикума.
Лихачева Е.Ю., учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 в своем выступлении подчеркнула проблему ключевой компетенции, которая закладывается в начальной школе. Выделила теоретические основы формирования читательской грамотности. Привела данные международной статистики по читательской грамотности PISA и PIRLS.
Благинина Л.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ№12 предложила педагогам серию методических приёмов работы с текстом, поделилась опытом работы по формированию читательской грамотности.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 Ресухина С.Г. подчеркнула, что для школьника работа с текстом – один из базовых навыков. Провела с педагогами практическую работу с целью оценки читательских навыков, дабы практическим путём понять, почему у наших детей возникают трудности и дефициты читательской грамотности. Педагоги самостоятельно работали с диагностической работой для 4-го класса по определению уровня сформированности познавательных УУД по работе с информацией. Обсуждая результаты выполнения работы, выявили те самые трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся, наметили пути решения проблемы.
Руководитель ГТГ Ресухина С.Г.
25 февраля 2025 года .в МБОУ "Гимназия №1" прошел городской семинар-практикум для учителей начальных классов «Способы и средства формирования естественнонаучной грамотности» в форме салона педагогического опыта. Педагоги гимназии представили свой опыт работы не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.
Салон педагогического опыта открыла заместитель директора Головачева Оксана Викторовна, которая представила систему работы школы по созданию условий для формирования естественнонаучной грамотности учащихся. В своем выступлении она рассказала, что в ноябре 2024 года Правительство Российской Федерации утвердило комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года и на Ямале стартует новая программа развития математического и естественно-научного образования в рамках реализации стратегии образования до 2040 года. Далее она напомнила, что особую роль в развитии естественнонаучной функциональной грамотности школьников играет предмет «Окружающий мир» и дает большие возможности, так как является фундаментом для изучения таких естественных наук как: физика, химия, биология, география. Деятельность, организованная на уроке должна иметь продуктивный характер, но важно помнить, что деятельность на уроке должна носить продуктивный характер. В заключение своего выступления Оксана Викторовна рассказала, что развитие естественнонаучной грамотности идет не только в урочной, но и внеурочной деятельности на курсах «Я – исследователь» и «Мир моих интересов», дополнительной общеразвивающей программы курса «Фабрика миров».
Далее участникам салона была представлена видео-трансляцию открытого урока по окружающему миру в 3 билингвальном классе «Жизнь животных в разные времена года. Разнообразие животных», который провели Перевалова Светлана Николаевна, учитель начальных классов и Голикова Кристина Андреевна, тьютор билингвального класса. Естественнонаучная грамотность на данном уроке формировалась с помощью методов научного познания: анализ, синтез, обобщение, очень важно научить учащихся группировать изученные объекты; сравнивать по заданному количеству признаков, использовать знания о взаимосвязях для объяснения простейших явлений и процессов в природе.
Под руководством Гергель Елены Алексеевны в 1 классе на уроке окружающего мира по теме «Мой Ямал. Край, в котором я живу» обучающиеся организовали работу в группе для достижения общей цели: заселить карту нашего округа животными и растениями, обитающими на нашей территории. Материал для работы групп был взят из учебного пособия «Мой Ямал. Край, в котором я живу», для проверки первичных знаний использовала веер «Обитатели тундры». Этот набор можно использовать как инструмент для формирования естественнонаучной грамотности, он помогает на уроках реализовать региональный компонент. Учитель Цехмейстер Ирина Николаевна провела урок окружающего мира «Рациональное питание: количество приемов пищи и рацион питания. Витамины и здоровье ребенка» во 2 классе. Для решения поставленных задач на уроке использовался проблемно-деятельностный подход, применялась групповая, индивидуальная и коллективная форма работы, учащиеся выполняли задания по моделированию. Моделирование — эффективный метод формирования естественнонаучной грамотности. С его помощью сложные явления и процессы становятся более понятными и доступными для изучения.
Во внеурочной деятельности были представлены занятия по курсам «Я – исследователь» (Романова И.В.) и «Мир моих интересов» (Чумакина Л.И.). Чумакина Людмила Ивановна провела внеурочное занятие по курсу «Мир моих интересов» в 4 классе «Лаборатория мастера Новатики. Полимеры», цели и задачи которого напрямую направлены на формирование естественнонаучной грамотности. На занятии были использованы следующие приемы: изучение и анализ научных текстов о полимерах, используемых для изготовления одноразовой посуды, решение компетентностно-ориентированных задач, в которых присутствует информация, описывающая реальную ситуацию, происходящую в жизни, а так же практические работы. При подведении итогов работы групп была проведена научная дискуссия, были заслушаны выступления всех групп. Участие в научных обсуждениях позволяет развить навыки аргументации, высказывания своей точки зрения, критики и обсуждения идей и результатов исследований. Романова Инна Владимировна провела внеурочное занятие «Я-исследователь» в 1 классе «Удивительное рядом: вода, лед и соль» с целью развития представлений учащихся о влиянии соли, льда на изменение температуры исследуемой среды. На занятии решались задачи для повышения уровня естественнонаучной грамотности – использовались учебные задания с учетом реальных жизненных ситуаций, на применение знаний в нестандартных, практических ситуациях.
Михайлова Анна Евгеньевна, учитель начальных классов презентовала педагогический опыт по теме «Сити-ферма как инструмент формирования естественнонаучной грамотности». Педагогам была представлена экосистема с собственным микроклиматом, который можно регулировать, озвучены первые результаты работы и планы на будущее.
Педагогический практикум «Растение, как живой организм» для всех присутствующих провела Беренкеева Татьяна Михайловна, учитель биологии, кандидат биологических наук. Вся работа практикума была направлена на то, чтобы педагоги увидели возможности для создания условий для ознакомления учащихся с органами растения, способами дыхания и питания, установления взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и организмов Земли. Все приемы и методы способствовать развитию наблюдательности, логического мышления, а так же содействовали воспитанию ответственного отношения к природе.
Завершился салон педагогического опыта, построением «колбы возможностей» участники подчеркнули важность методов и инструментов, представленных на мероприятии, для развития формирования профессиональной компетентности педагогов в области естественнонаучной грамотности.
Заместитель директора C.Н.Перевалова
2 апреля 2025 года прошёл городской семинар-практикум для учителей начальных классов по теме «Уроки для особенных детей. Первые шаги обучения по образовательной модели «Ресурсный класс», на котором присутствовало 39 педагогических и руководящих работников из 14 образовательных учреждений города Ноябрьска.
В соответствии с программой Семинара заместитель директора Скрипунова Виктория Анатольевна представила опыт работы школы по созданию условий для формирования инклюзивной среды для детей с РАС: опыт внедрения модели Ресурсного класса. В своем выступлении она рассказала о том, что такое Ресурсный класс, какие необходимо было выполнить условия для его открытия. Акцентировала внимание на тьюторском сопровождении учащихся с аутизмом. Рассказала об особенностях учебного плана и плана внеурочной деятельности Ресурсного класса, о работе всех специалистов сопровождения, об оснащении ресурсной зоны. Скрипунова В.А. обозначила задачи совершенствования работы по сопровождению и социализации учащихся Ресурсного класса.
Учитель начальных классов Татаренко Ирина Алексеевна и педагог-психолог Новикова Наталья Петровна предложили коллегам погрузиться в «мир особых восприятий», в ходе которых учителя смогли лучше понять индивидуальные особенности восприятия учеников, их способности и ограничения. Погружение позволило лучше понять, как адаптировать образовательные подходы и методики под конкретные нужды каждого ребенка.
Новикова Наталья Петровна, педагог-психолог представила свой опыт работы тьютора в Ресурсном классе. Рассказала в чем заключается работа тьютора в Ресурсном классе. Акцентировала внимание на документации, которую ведет тьютор.
Маникаева Ассота Геннадьевна представила методический комментарий к видеофрагменту урока математики. Обратила внимание на то, что обучение в ресурсном классе для детей с расстройствами аутистического спектра - это особый подход, который учитывает уникальные потребности и особенности каждого ребенка. Оно должно быть индивидуализированным, структурированным с технологией ресурсной зоны, с сопровождением специалистов, с применением приема визуальное расписание, стратегии «сначала-потом».
Учитель-дефектолог Кумаченко Илона Владленовна провела мастер-класс по теме «Геоборд: универсальный инструмент для обучения и развития». Педагоги смогли сами поработать с развивающим пособием, которое используется для формирования пространственного воображения, логического мышления и мелкой моторики - геобордом.
Завершился Семинар подведением итогов в формате «открытого микрофона», в ходе которого участники отметили практическую значимость проведённого мероприятия, также актуальность, конкретность и содержательность представленного материала.