ТЕМА А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Предмет: Литературное чтение Класс:2 УМК: Развивающая система Л.В.Занкова Тема. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Задачи: -продолжить работу над сказкой; -учить анализировать текст произведения, находить черты сходства сказки А.Пушкина и народных сказок; - развивать умения учащихся критически мыслить; - воспитывать культуру общения, способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу. Оборудование. – учебник литературного чтения Н.А. Чуракова 2 класс, -текст с литературным произведением, -рисунки учащихся
ХОД УРОКА I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ II. ВЫЗОВ 1. Введение в тему. Чтение стихотворения «У Лукоморья…» наизусть. -Последние две строчки не читать. -Как вы думаете, почему я попросила не читать 2 строчки? (Эти две строчки начинают уже новую мысль, вступление к поэме «Руслан и Людмила».) -А мы продолжим работу над «Сказкой о рыбаке и рыбке».
III. ОСМЫСЛЕНИЕ содержания Выборочное чтение -Перечитайте выделенным цветом части текста. -Чем похожи эти части? (Повторяемость эпизода, диалог старика и рыбки.) -Чем отличаются? (Первый эпизод принципиально отличается от 5 последующих - старик ничего не просит у рыбки, а также следующие 5 эпизодов отличаются всё более и более серьёзными просьбами, вплоть до невозможного.) -Хотели бы вы изменить цвет разных частей? На какой? -После такого обсуждения, я думаю, вы готовы расшифровать эту схему.
(Нарастание благополучия и богатства старухи, а потом полного краха. Постепенное нарастание тревоги, которая взрывается полным крахом.)
Тонкие вопросы Толстые вопросы
-А вы бы выпустили рыбку или загадали желание? (Ответы детей)
-Почему старик не откажется ходить к морю или не загадает желание для себя? (Старик искренний и простой; он всё честно рассказал старухе. Но он слабый и покорный привыкший подчиняться ей во всём. Старик очень добрый, добросердечный, не привыкший извлекать корысть из чужого несчастья.)
Тонкие вопросы Толстые вопросы
-А вы бы выпустили рыбку или загадали желание? (Ответы детей)
-Почему старик не откажется ходить к морю или не загадает желание для себя? (Старик искренний и простой; он всё честно рассказал старухе. Но он слабый и покорный привыкший подчиняться ей во всём. Старик очень добрый, добросердечный, не привыкший извлекать корысть из чужого несчастья.)
-Отметь на нити сюжета узелки событий. Приготовьте ваши рисунки. -Где история завязалась? (Дети выходят с рисунками к доске.) -Где точка высшего натяжения (напряжения) – кульминация? (Рисунки) -Где развязка? (Рисунки) Выставка рисунков. Приём ТРКМ «Верные и неверные высказывания» -С каким суждением ты согласишься? • Пушкин написал свою сказку по мотивам сказки братьев Гримм. • И Пушкин, и братья Гримм были увлечены народным творчеством и использовали сюжет народной сказки. -Найдите черты сходства и отличия сказки А.Пушкина с народной сказкой. Приём ТРКЧП - составление кластера. (фронтальная работа –– по ходу вопросов и обсуждения составляется кластер).
Итог урока: -Чему учит сказка? (Ответы детей.)
Задание на дом: Прочитать ещё раз сказку выразительно, расшифровать пословицы.