Формирование функциональной грамотности на уроках математики у учащихся с ОВЗ
Функциональная грамотность –это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функциональной грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.
Функционально грамотная личность – это человек, который:
- ориентируется в мире и действует в соответствии с общественными ценностями;
- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
- умеющий отвечать за свои решения;
- способный нести ответственность за себя и своих близких;
- легко адаптируется в любом социуме и способен активно влиять на него;
- хорошо владеющий устной и письменной речью, как средством взаимодействия между людьми;
- владеющий современными информационными технологиями.
Цель учителя - развить ребёнка.
- развить мышление - из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое;
- развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение;
- пространственное восприятие;
- развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;
- развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Решая эти задачи, учитель получает в результате функционально развитую личность.
Существуют основные формы функциональной грамотности:
- грамотность в чтении и письме;
- грамотность в естественных науках;
- математическая грамотность;
- компьютерная грамотность;
- грамотность в вопросах здоровья;
- коммуникативная грамотность;
- юридическая грамотность и т.д.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
При подборе содержания занятий для школьников с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим и интеллектуальным возможностям детей, а так же их потребностям.
Как же формируется математическая грамотность у учащихся с ОВЗ?
У учащихся с ОВЗ при изучении этого предмета возникают серьезные проблемы, связанные с тем, что объем знаний по математике минимален, приемы общеурочной деятельности не сформированы, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Это не позволяет им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому обучение математике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории школьников. Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:
- овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;
- развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;
- формирование предметных основных общеучебных умений;
- создание условий для социальной адаптации учащихся.
Коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях:
- осуществлять индивидуальный подход к детям;
- предотвращать наступление утомления;
- в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
- во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;
- обеспечить обогащение детей математическими знаниями (используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.)
Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он развивает интеллект учеников. Поэтому можно выделить одну из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Используемые вычислительные задания должны характеризоваться разнообразием (вариативностью) формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление.
Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными.
Формы восприятия устного счета.
- Беглый слуховой (задание читается учителем или учащимся). При восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
- Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, слайды презентаций) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание.
- Комбинированный.
Средства формирования устных вычислительных навыков:
- Задачи в стихах.
- Вычислительные цепочки (в тетрадь записываем только ответы под соответствующими буквами номера).
- Игры для устного счета: «Найди пропущенное число», «Вставь пропущенное число», «Молчанка», эстафеты, мини – соревнования.
- Игровые моменты и занимательные задачи.
- Тесты.
- Математический, арифметический и графический диктанты.
- Математическое лото.
- Ребусы, кроссворды.
- Создание проблемных ситуаций.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. Самостоятельная работа (5-7 минут) проводится с самопроверкой по эталону (самоанализ самоконтроль). При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. Проводится рефлексия деятельности (итог урока), цель которой - осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Таким образом, мы, учителя, сознательно формируем не только образовательную дидактическую цель, но и коррекционную и воспитательную задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют. Соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряем качественный скачок на новый уровень развития.
Шкарлет Марина Михайловна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 2 УИИЯ, г. Ноябрьск |