Этот курс и направлен на то, чтобы при помощи этих средств перед детьми раскрыть систему миропонимания, выработанную нашими предками по трем основным вечным вопросам человеческой жизни. Они хозяйственно - практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи, в том числе и для современной: «Человек и его взаимоотношения с природой»; «Человек и его «семья»; «Человек и история его народа».
В центре внимания стоит ЧЕЛОВЕК и его взаимоотношение с окружающим миром.
Соответственно этим трем проблемам, которые по-своему решает каждая эпоха, каждый народ и каждый человек, распределится и основной материал курса. Он представляет собой народный вариант ответа на перечисленные вопросы. Это - календарно-обрядовая культура, которая предстанет перед детьми как способ, которым люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой. Это открытие для себя эмоциональных, интеллектуальных, нравственных, эстетических ценностей, которые порождены ритмом ежегодного круговорота в жизни природы и человека. Семейно-обрядовая культура, изучение которой построено на освоении философской проблемы «смысл круга человеческой жизни от рождения до кончины». Жизнь человека представлена в главных своих этапах и важнейших семейно-бытовых обрядах: свадьба как решающий для судьбы человека узел; кончина как закономерный итог жизни; рождение, пестование и воспитание ребенка как продолжение жизни человека и человечества в вечности. На данном этапе дети делают открытие красоты и добра, заключённых в образе традиционного Дома и семьи.
Культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысления истории самим народом и собственно процесс становления национального характера. Этому посвящён четвёртый год обучения. Работа направлена на освоение проблемы «история страны и храм души человеческой». На материале исторических жанров фольклора (былины, исторические песни, предания, легенды), духовных стихов, традиционных лирических песен, дети делают открытие закономерности, красоты и добра в мощном течении исторической жизни народа.
Уже формулировка мировоззренческих проблем курса говорит о том, что разрешать их необходимо, используя материал культуры любого народа или нескольких народов — в сопоставлении между собой.
Деятельностный подход к освоению традиционной культуры предполагает активность детей и родителей.
В результате у детей и взрослых исподволь, естественно, складываются привычка и потребность в духовном общении, возникает единый круг интересов, особая эмоциональная, интеллектуальная, нравственная атмосфера.
Конкретная цель курса — не просто получение знаний, но осмысление явлений народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых как нравственных и эстетических ценностей. Ценность же - нравственную, эстетическую — нельзя освоить, то есть сделать сво¬ей, не пережив ее эмоционально, в форме единичного, важного лично для тебя.
Чтобы рос малыш умным и весёлым, придумывали славные игры – потешки.
- Давайте вспомним самую известную потешку «Сорока-ворона».
- Для чего её придумали? (ответы)
- Много есть и прекрасных народных игр.
- Давайте вспомним народные игры.
- Что необходимо сделать перед тем как начать игру? Разделиться, посчитаться….
-Как это обычно делают дети?
- Распределение ролей имеет нравственную природу?
Ещё одним уникальным средством является игрушка. Её можно сделать из любого подручного материала.
- Какой должна быть игрушка?
На эти вопросы мы вместе с детьми нашли ответы на страницах учебника. Давайте и мы с вами ответим на эти вопросы.
1 группа: Для чего придумали потешку «Сорока-ворона»? (с.79)
( Эта игра – самая первая математика.Ещё она учит как в мире с людьми жить. Хочешь есть – работай вместе со всеми, не отлынивай!)
2 группа: Распределение ролей имеет нравственную природу? (с.81-82)
(Такое деление учит честно, справедливо, красиво, остроумно распределять права и обязанности. А ещё такие считалочки учат жить по закону и совести.)
3 группа: Какой должна быть игрушка? (с.83)
(Наши предки считали, что настоящая игрушка не должна быть страшной, уродливой и злой, самых разных цветов, яркими, весёлыми).
Изучая предмет, дети стали по-другому смотреть на многие вещи. Например, они перестали носить в школу «Попуганов».
На самых простых примерах я хотела показать, что данный курс позволяет ненавязчиво осваивать нравственные и эстетические ценности народа.