Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 08.01.2025, 23:40

Сетевое сообщество учителей начальных классов города Ноябрьска

Меню сайта
Категории раздела
Профессиональные достижения педагога [185]
Модель "1 ученик: 1 компьютер" [28]
Математика [26]
Русский язык [20]
Литературное чтение [18]
Родители и дети [19]
Окружающий мир [7]
Проектная деятельность [40]
Физическая культура [2]
Сценарии мероприятий [13]
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 54
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей


Курс М.И. Новицкой «Введение в народоведение» Подготовила: Романова И.В. учитель начальных классов МБОУ "Гимназия №1"
Цель курса - приобщение детей к глубинному традиционному наследию, нравственному и эстетическому богатству традиционной культуры, формирование осознанного патриотического чувства на основе понимания духовных ценностей. В содержание курса включает три основные составляющие, отражающие систему миропонимания, выработанную человечеством, и являющиеся стержневыми для любой эпохи: "Человек и его взаимоотношения с природой", "Человек и его семья, "Человек и история его народа".

- Отгадайте загадку:
На что глядят, да не видят,
Про что ведают, да не знают?
(рост в детстве)
-Быстро растёт человек в детстве. Растёт его тело, ум, душа.
- А что помогает ему в этом?
- Да, помогают разные народные игры, мудреные загадки, потешки, поговорки…

Это то, что составляет основу содержания курса, который реализуется через духовно - нравственное направление внеурочной деятельности.
Этот курс и направлен на то, чтобы при помощи этих средств перед детьми раскрыть систему миропонимания, выработанную нашими предками по трем основным вечным вопросам человеческой жизни. Они хозяйственно - практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи, в том числе и для современной: «Человек и его взаимоотношения с природой»; «Человек и его «семья»; «Человек и история его народа».
В центре внимания стоит ЧЕЛОВЕК и его взаимоотношение с окружающим миром.
Соответственно этим трем проблемам, которые по-своему решает каждая эпоха, каждый народ и каждый человек, распределится и основной материал курса. Он представляет собой народный вариант ответа на перечисленные вопросы. Это - календарно-обрядовая культура, которая предстанет перед детьми как способ, которым люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой. Это открытие для себя эмоциональных, интеллектуальных, нравственных, эстетических ценностей, которые порождены ритмом ежегодного круговорота в жизни природы и человека. Семейно-обрядовая культура, изучение которой построено на освоении философской проблемы «смысл круга человеческой жизни от рождения до кончины». Жизнь человека представлена в главных своих этапах и важнейших семейно-бытовых обрядах: свадьба как решающий для судьбы человека узел; кончина как закономерный итог жизни; рождение, пестование и воспитание ребенка как продолжение жизни человека и человечества в вечности. На данном этапе дети делают открытие красоты и добра, заключённых в образе традиционного Дома и семьи. 
Культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысления истории самим народом и собственно процесс становления национального характера. Этому посвящён четвёртый год обучения. Работа направлена на освоение проблемы «история страны и храм души человеческой». На материале исторических жанров фольклора (былины, исторические песни, предания, легенды), духовных стихов, традиционных лирических песен, дети делают открытие закономерности, красоты и добра в мощном течении исторической жизни народа.
Уже формулировка мировоззренческих проблем курса говорит о том, что разрешать их необходимо, используя материал культуры любого народа или нескольких народов — в сопоставлении между собой. 
Деятельностный подход к освоению традиционной культуры предполагает активность детей и родителей. 
В результате у детей и взрослых исподволь, естественно, складываются привычка и потребность в духовном общении, возникает единый круг интересов, особая эмоциональная, интеллектуальная, нравственная атмосфера. 
Конкретная цель курса — не просто получение знаний, но осмысление явлений народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых как нравственных и эстетических ценностей. Ценность же - нравственную, эстетическую — нельзя освоить, то есть сделать сво¬ей, не пережив ее эмоционально, в форме единичного, важного лично для тебя. 
Чтобы рос малыш умным и весёлым, придумывали славные игры – потешки. 
- Давайте вспомним самую известную потешку «Сорока-ворона».
- Для чего её придумали? (ответы) 
- Много есть и прекрасных народных игр.
- Давайте вспомним народные игры. 
- Что необходимо сделать перед тем как начать игру? Разделиться, посчитаться…. 
-Как это обычно делают дети?
- Распределение ролей имеет нравственную природу? 
Ещё одним уникальным средством является игрушка. Её можно сделать из любого подручного материала.
- Какой должна быть игрушка? 
На эти вопросы мы вместе с детьми нашли ответы на страницах учебника. Давайте и мы с вами ответим на эти вопросы.
1 группа: Для чего придумали потешку «Сорока-ворона»? (с.79) 
( Эта игра – самая первая математика.Ещё она учит как в мире с людьми жить. Хочешь есть – работай вместе со всеми, не отлынивай!) 
2 группа: Распределение ролей имеет нравственную природу? (с.81-82) 
(Такое деление учит честно, справедливо, красиво, остроумно распределять права и обязанности. А ещё такие считалочки учат жить по закону и совести.) 
3 группа: Какой должна быть игрушка? (с.83) 
(Наши предки считали, что настоящая игрушка не должна быть страшной, уродливой и злой, самых разных цветов, яркими, весёлыми).
Изучая предмет, дети стали по-другому смотреть на многие вещи. Например, они перестали носить в школу «Попуганов». 
На самых простых примерах я хотела показать, что данный курс позволяет ненавязчиво осваивать нравственные и эстетические ценности народа.
Категория: Профессиональные достижения педагога | Добавил: инусик (26.02.2013)
Просмотров: 1466 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Минпросвещение РФ
ДО ЯНАО
ДО г.Ноябрьск
Электронный журнал
Друзья сайта

Copyright Хабибрахманова И.Ю_Ресухина С.Г.© 2025-2012