Можно полагать, что если раньше больше
всего превозносился «человек разумный»,
то сейчас жизнь продолжается под знаком
«человека творческого».
Ф. Беррон
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объём научной информации стремительно возрастает – за каждые десять лет он удваивается. Поэтому очевидно, что, сколько бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научиться учиться, изменять себя. Вместо парадигмы «обучение на всю жизнь» появилась другая – «образование через всю жизнь».
Людям всегда был и будет свойственен поиск нового в любой области жизни. Человек, едва научившись ходить и лепетать, уже проявляет интерес к окружающему миру.
Человечество вступило в XXI век. Новое время требует человека способного решать проблемы, человека – творца, исследователя, а не исполнителя. «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти» (Плутарх). Значит миссия каждого учителя – помогать ребенку постигать жизнь, раскрывая перед ним её содержание и восходя со своими учениками на новый уровень развития.
В связи с этим в последние годы ведётся работа над построением новой общеобразовательной модели начальной школы, ориентированной на раскрытие и развитие потенциальных возможностей детей младшего школьного возраста. Каждый ребёнок неповторим и уникален. Он не чистая доска, на которой можно писать что угодно, не кусок глины, из которого можно лепить всё, что ни пожелаешь.
В «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)» делается акцент на развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учётом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъективный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика.
Как же организовать активную познавательную и созидательную деятельность младших школьников? Как способствовать накоплению творческого опыта учащихся? Как создать такую основу, чтобы самореализация личности младших школьников на последующих этапах непрерывного образования не стала малоэффективной?
Современная школа призвана создать условия, при которых учащиеся выступают в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса; условий, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить своё индивидуальное «Я»; условий, которые позволят заложить в него механизмы, необходимые для становления собственной личности, её творческой индивидуальности, для взаимодействия с людьми, культурой, природой.
Модернизация российского образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному развивающему образованию. Тогда школа станет местом, где «раскрываются сердца», а сам образовательный процесс – учебником жизни, инструментом разрешения жизненных проблем и личностного роста. Раскрытие и реализация сущностных сил ребёнка становится главной линией системы образования. Выражения «уметь учиться», «готовность к саморазвитию», «самореализация личности» можно прочитать в статье и нормативном документе, услышать на любом заседании, где педагоги и психологи обсуждают проблемы современного образования.
Передо мной встал вопрос: Как раскрыть и стимулировать личностный потенциал ребёнка?
Сегодня идея личностно-ориентированного образования принята массовой начальной школой. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, репродуктивного характера обучения в пользу поисково-творческого, демократического.
Значит, нужно таким образом «построить» свою работу, чтобы не только вооружить учащихся общеобразовательными знаниями, но и развить их умственные силы и творческое мышление. Поэтому направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребёнка должна выступать как главный приоритет с самого начала обучения.
Изучив литературу по этому вопросу, я пришла к выводу, что необходимо с первых же дней обучения ребёнка в школе развивать его творческие способности, верить в него, уважать как личность, стремиться помочь каждому в достижении успеха. Основной формой проявления этих качеств в младшем школьном возрасте является школьная самостоятельность (умение учиться).
Одной из задач личностно-ориентированного обучения является изучение личности ученика в образовательном процессе. Какой интеллектуальный маршрут возможен у ребёнка, ответить может только школа, особенно начальная. Именно в начальной школе ученик проявляет избирательность и склонность к тем или иным учебным предметам, определяется в своих возможностях и начинает развивать способности, тем самым становится носителем собственного уникального опыта. Формируется свой, субъективный темп этого развития. Однако самореализация личности ученика может проходить и стихийно, если не создавать для этого условий и не управлять этим процессом. Личностно-ориентированное обучение рассматривает такой тип обучения, который не противоречит психологическому статусу ребёнка, т. е. его возможностям, склонностям, интересам.
Вот здесь то и нужно раскрыть личностные качества ребёнка. Ведь в школу ребёнок приходит не просто со знаниями. Здесь он раскрывается как личность с уже имеющимися у него психофизиологическими возможностями, с присущим ему мироощущением. Задача педагога всё это выявить, направить в социально значимое русло, обеспечить динамику индивидуального развития с опорой на исходные данные ученика. При этом эти данные не подгоняются к определённой мерке, не сравниваются с возможностями другого ученика, а рассматриваются как данность, необходимая школьнику для успешного обучения сегодня и завтра. При этом знания нужны не сами по себе, не как «мёртвый» груз памяти, а как живой инструмент для решения любых учебных задач. Поэтому так важно научить добывать знания в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), дать возможность решать учебную задачу творчески. Научить контролировать и оценивать свои знания и умения, обнаруживать и фиксировать свою недостаточность в чём-либо и при необходимости – обращаться за помощью, т.е. сформировать умение осуществлять рефлексию как качество общего развития личности.
Умение применять полученные знания невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Поэтому так важно развивать мотивацию учебной деятельности. Чтобы все дети были успешны в обучении важно не принуждать, а мотивировать их деятельность. В начальной школе должны быть заложены основы не только предметных знаний, но и знаний о собственном незнании. Именно с действия самооценки, со способности понять, что «это я уже знаю и умею, а этого не знаю», и начинается учебная самостоятельность, переход от простого старательного ученика к человеку, умеющему учиться. Чаще всего в начальной школе преобладает репродуктивный (воспроизводящий) характер обучения, т. е. знания даются в виде готового образца. Такое преподнесение информации не может быть связано с процессом самостоятельного добывания знаний.
Для личностно-ориентированного обучения необходимо создание условий для раскрытия личности ученика, для проявления познавательной активности учащихся. Средствами достижения её становятся:
• использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
• создание атмосферы заинтересованности каждого ученика;
• стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;
• использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъективный опыт;
• оценка деятельности ученика не только по результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;
• поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
• создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Я считаю, что в основе сознательного учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению, без чего невозможны ни успешное обучение, ни самообучение. Сравним два приёма обучения.
Один – весьма распространён. При изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова», учитель пишет на доске слова и объясняет правило. Затем учащиеся это правило повторяют и записывают соответствующие слова.
А вот другой ход урока. Учитель пишет на доске слова, в которых пропущены безударные гласные в коне слова, и спрашивает, какая буква пропущена? Ответы детей разные. «Почему мы сомневаемся в написании этих слов?» Ответы очевиден: не знаем правило написания. Теперь настало время познакомиться с правилом, знать его необходимо, чтобы писать без ошибок. После этого можно писать слова, каждое слово анализировать и подчёркивать правильное написание.
Казалось бы, чуть-чуть изменён характер обучения, но эти изменения весьма важны – они формируют у школьников мотив их деятельности. Если ребёнок может отделять известное от неизвестного, видит те задачи, которые необходимо определить, то это значит, что у него начали складываться основы учебной самостоятельности. При таком обучении принципиально изменяется позиция ученика. Он становится исследователем, организатором своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец, а активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы. Педагог же должен продумать не только то, какой материал сообщить, но и предугадать, что из этого материала имеется в субъективном опыте учащихся, как результат их предшествующего обучения и собственного жизненного опыта. При этом обсуждать детские предположения надо не в жёстко оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге.
В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются, предлагают, не боясь ошибиться, свои версии. Роль учителя – способствовать выражению учениками своих точек зрения. Тем самым формируется коллективное знание, которое сам открыл для себя, а не просто воспроизведение готовых образцов. При этом готовность к образованию включает умения применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), возможность решать учебную задачу творчески, а также контролировать и оценивать свою деятельность.
Таким образом, личностно-ориентированная направленность обучения призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика. Чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности, которая способствует конечному результату – всестороннему личностному развитию, и, конечно же, повышению качества образования.
Одна из технологий развивающего и личностно-ориентированного обучения – система Л.В. Занкова – является концептуальной основой моего повседневного труда, которая на протяжении тринадцати лет работы стала смыслом моей деятельности, жизни, отношения к детям, так как она направлена на общее, целостное развитие личности ребенка.
Что дала мне система Л.В.Занкова:
- изменение взгляда на образование и ученика;
- технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей;
- расширение возможностей для творчества.
Система Л.В. Занкова направлена на общее развитие личности, т.е. на развитие ума, воли и чувств. Так что же такое развитие?
Развитие ребенка - задача сложная, многогранная, актуальная. Я убеждена в том, что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что подчас они не реализуются или реализуются не полностью, виноваты только мы, взрослые: педагоги, родители, все, кто окружает ребенка.
Сейчас перед нашим государством, школой, учителями и родителями встаёт ещё одна задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы вырастить детей не только крепкими и здоровыми, но и - обязательно! – инициативными и думающими людьми, способными на творческий подход к любому делу.
В работах отечественных психологов и педагогов Г. А. Балла, Т. М. Давыденко, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, М. И. Махмутова, Т. П. Шамовой и других рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся, акцентируется внимание на таких аспектах проблемы, как определение повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся. Однако учёные отмечают недостаточную разработанность педагогических средств и условий, повышающих эффективность процесса организации творческой деятельности личности. Здесь необходимо учитывать и различный уровень обучаемости учащихся, развития их познавательных способностей и готовности к участию в творческой деятельности.
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста - эта проблема стала для меня предметом серьезного изучения по причине значимости и актуальности ее для общего развития ребенка.
На начальном этапе я изучила теоретические основы проблемы формирования творческих способностей младших школьников.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить
следующие основные показатели сформированности творческих способностей младших школьников:
1. Определенный фонд знаний и умений, их качество (верные или неверные, твердые или нетвердые) и степень их обобщенности.
2. Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения.
3. Уровень развития мышления ученика, который определяется главным образом степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация и т.п.), которые он способен производить в процессе учебно-познавательной деятельности и владение обобщенными приемами познавательной деятельности.
4. Владение приемами поисковой и творческой деятельности.
Как же создать условия для развития творческого начала в деятельности каждого ученика? Какие средства развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, можно использовать в своей работе?
И здесь, прежде всего, нужно иметь в виду ведущую педагогическую идею в учебно-воспитательном процессе: «Все дети способны!». Ведь творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Вероятно, каждый человек может припомнить в своей жизни творческие минуты и часы, одухотворённые вдохновением. Нет сомнения в том, что творчество – это та волшебная шапка, под которой расцветает счастье.
Иногда говорят, что качества личности, склонной к творчеству, принадлежат к интеллектуальной сфере. Но на самом деле для творческого развития необходимо гармоничное сочетание интеллекта и эмоций: разум, окрылённый добрыми чувствами. Нравственное чувство облагораживает ребёнка и осмысливает его творчество. Дети, достигающие высокого уровня творческого развития, обычно отличаются повышенной ранимостью. Обострённым чувством справедливости; нередко встречаются люди застенчивые, даже замкнутые, как бы скрывающие в себе нечто ценное, дорогое. Впрочем, открытость, дружелюбие и доброжелательность также свойственны творческой личности.
Разумеется, творчество требует от личности высокой компетентности в той области, в которой она дерзает творить. В противном случае творчество (точнее псевдотворчество) может не только оказаться просто неудачным, но и принести неисчислимые бедствия. Конечно, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус человека-творца, придают ему силы. Однако творчество – это не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, которые пробуждают творческий акт, обеспечивают результативность. Подлинное творчество невозможно без длительного упорного нелёгкого труда, без глубоких познаний того, что создано мыслителями, учёными, изобретателями, воспитателями, художниками, музыкантами, писателями прошедших столетий и веков.
Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л. Н. Толстой) в душе ребёнка, школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека.
Однако, как ни привлекательно творчество, но исследователи этого феномена, к сожалению, не отмечают роста его среди современных людей. Наоборот, оно снижается, констатируют учёные. Снижается на количество творческих действий, а креативность или «творческость» людей, потребность в творчестве и подготовленность к нему. А вот тривиальное (банальное, неоригинальное) мышление, стандартизация в мыслях и чувствах возрастают.
Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармоничного развития личности школьника. Творческая деятельность наиболее присуща тем детям, которые достигают ускоренного развития в самых разнообразных областях: нравственной, умственной, физической. Поэтому в деле воспитания и образования понятие «творчество» обычно связывается с понятиями «способности», «развитие», «личность», «одарённость». К творчеству наиболее подготовлены дети, которые отвечают критериям одарённости, а именно:
• ускоренное умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, оригинальные (нестандартные) способы решения задач;
• ранняя специализация интересов, интеллекта, эмоций: увлечение математикой, музыкой, изобразительной деятельностью, конструированием, изучением неродных языков;
• познавательная активность, инициативность, способность к лидерству, настойчивость и умение достигать поставленной цели;
• готовность и способность к исполнительским видам деятельности.
Однако творческие возможности человека не связаны непосредственно с его способностью к обучению. Творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющихся знаний, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устаревшие стереотипы. Мы же, забыв об этом, чаще всего говорим об одарённости детей, если они опережают в своём развитии сверстников. Да, это действительно способные дети. Но есть и другая одарённость – одарённость нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не такими уж выдающимися, что мешает окружающим вовремя увидеть этот дар. К тому же многие талантливые дети на первый взгляд ничем не выделяются, и нужен большой опыт, специальные знания, чтобы заметить их в общей массе.
Очень часто нешаблонные, оригинальные ответы дают именно «неудобные» ученики, которые чаще всего не числятся в школе одарёнными, а иногда бывают двоечниками. Именно из интереса к двоечникам родилось исследование американского психолога П. Торранса, который, работая учителем в самой обычной школе, обратил внимание не на отличников, а как раз на двоечников. Они чаще всего оказывались более самобытными, чем послушные и дисциплинированные отличники. С такими детьми труднее, но намного интереснее, ведь у них другая одарённость – творческая, поэтому для этих детей главное – работа собственной мысли.
Одарённость, кроме разных «видов» (умственная, социальная, моторная, практическая) имеет два основных принципиально разных типа: усваивающая (учебная) и творческая. Этим разным типам одарённости в научной психологии соответствуют и разные обозначения: если первый – это способность к обучению – описывается как интеллект, то второй – творческие способности – определяется как креативность, «творческость». Творческим людям принять очевидные истины мешает невозможность прямого, непосредственного усвоения чего-либо, ведь они пропускают всё через себя, через собственное видение мира. Американский психолог Дж. Гилфорд, изучавший психодиагностику творческих возможностей человека, выделил два типа мышления:
конвергентное (последовательное, логическое, однонаправленное);
дивергентное (альтернативное, отступающее от логики).
Конвергентное мышление проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ. Речь идёт о получении новых знаний, ответ должен быть выделен из предоставленной информации. Дивергентное мышление опирается на воображение и слух. Оно служит средством порождения оригинальных идей. Это мышление предполагает, что на один вопрос может быть несколько правильных ответов. Способность к творчеству связывается со способностью к дивергентному мышлению, а оно, в свою очередь, предполагает в полной мере проявление наблюдательности, воображения и любознательности.
Творчество следует развивать на различных уроках: технологии, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, окружающего мира. Однако литературное чтение всегда остаётся таким учебным предметом в начальной школе, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. На мой взгляд, этот предмет – инструмент познания, мышления, развития, он обладает возможностями творческого обогащения. Именно на данном предмете остановлюсь подробнее.
Язык и речь выводят человека в разнообразные творческие области. Творчество детей возможно и при восприятии читаемых художественных произведений, при их выразительном чтении, пересказе, особенно – в драматизации, в языковых играх, в составлении словарей, в моделировании явлений языка. Неисчерпаемые запасы языка кроются в лексике языка, в его фразеологии – семантизации слов, в исследовании их образования и этимологии, в анализе оттенков значений и особенностей употребления слов в тексте. Языковой анализ текста – это всегда исследование, всегда творчество. Как увлекает детей изучение пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений! Границы творчества трудноуловимы, поскольку оно может проявиться в малом: в особом, насыщенном чувством звучания голоса; в уместной шутке, в сопереживании литературному герою, в перевоплощении в него, в быстроте соображения при решении языковой задачи; в наблюдательности – способности заметить то, чего не замечают другие, сделать неожиданный вывод, обобщение.
Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. Главным критерием творчества является лишь всестороннее развитие творческих сил ребенка.
Для успешного формирования творческих способностей учащихся нужны определенные условия:
Высокая познавательная активность.
Демократическая система обучения и воспитания.
Включение в постоянную творческую деятельность.
Самостоятельность.
Пример взрослых, товарищей.
Ситуация успеха.
Что может влиять на творчество?
1. Природные задатки субъекта и развивающиеся на основе этого
способности.
2. Уровень психического и умственного развития.
3. Волевые качества.
4. Особенности характера.
Уровни творческой инициативы младших школьников:
пассивный
эвристический
креативный.
Формы, в которых может быть выражен результат творчества:
1. Создание в результате творчества образа.
2. Создание знаково-символической модели исследуемого объекта.
3. Результат творчества выражен в форме материального объекта.
Основные этапы проявления творческих способностей:
• Репродуктивный – дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.
• Конструктивный – ребята могут самостоятельно выполнить часть работы, находят некоторые способы ее осуществления.
• Собственно творчество – выполняют работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в знакомых видах деятельности.
Сначала ребенок постоянно нуждается в руководстве старших, лишь постепенно он сможет стать более самостоятельным и свободным.
Особенностью развития творческих способностей младших школьников является то, что творчество младшего школьника проявляется хотя бы в минимальном отступлении от образца.
В процессе творческой деятельности развиваются прежде всего, творческие способности школьника, которые включают в себя развитие творческого воображения, наблюдательности, неординарного мышления.
Принципы реализации проблемы:
1. Создание оптимальных условий для развития творческих способностей
на уроках литературного чтения с целью развития каждого ребенка.
2. Системность и логическая структурность педагогического процесса.
Систему работы по развитию творческих способностей я строю по следующим направлениям:
1. Развитие психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
2. Самовыражение индивидуальности личности ученика через творческую деятельность.
Для этого необходимо:
• использовать всё лучшее, что накоплено по развитию творческих способностей;
• изучать педагогические труды, современные технологии, постоянно быть в поиске;
• выполнять Азбучные истины:
1) верить в силы ребенка и помогать обрести эту веру ему;
2) быть умелым помощником, оставляя в душе ребенка чувство
самостоятельности сотворённого;
3) не давать ему останавливаться и топтаться на месте, пробуждать
интерес к более трудным задачам;
4) но помнить, что конечная цель – не решение этих задач, а развитие в
ходе их решения;
5) обучать в игре, ведь человеку отведено так мало времени для такого
увлекательнейшего способа познания,
6) обучать в активном действии и в живом непринужденном общении,
учить сравнивать свои дела и поступки с делами и поступками других,
только тогда ребенок обретет самоконтроль, самооценку и способы
самосовершенствования;
7) не забывать о том, что ребенок очень хочет стать взрослым и подражает
им во всем,
8) быть искренним, не носить масок,
9) сопереживать: радоваться и огорчаться вместе с ним, делить удачу и
неудачу пополам,
10) постараться сделать так, чтобы мои дети были умнее, добрее и
прекраснее меня.
На первом этапе я определила систему игр и упражнений направленную на развитие познавательных процессов.
Игры по развитию наблюдательности:
- «Это похоже на…» - учитель начинает: «То, что мы задумали, похоже на цветок, на бабочку, на винт вертолета, на восьмерку, которая лежит на боку». Ответ – бант.
Игры и упражнения, направленные на развитие памяти:
- «Слова» - цель: развитие логической памяти. Описание работы.
Учитель читает вслух шесть строк:
Весна – солнце – ручей
Река – рыболов – уха
Праздник – песни – веселье
Мост – река – вода
Пчела – улей – мед
Дуб – желудь – свинья
Ученикам на доске предлагается карточка, на которой написаны лишь первые слова из каждой строчки. Дети должны досказать второе и третье слова в строке:
Весна…
Река…
Праздник…
Мост…
Пчела…
Дуб…
Игры и задания для развития творческого мышления:
- «Узнавание предмета по заданным признакам» - назови предмет про который можно сказать:
- черная, четырехугольная, сделанная из дерева;
- белый, сладкий, твердый;
- продолговатый, зеленый, твердый, съедобный;
- желтый, продолговатый, кислый.
- «Составление предложений» - цель: развитие умения творчески мыслить, создавать целостные образы. Детям предлагаются три слова не связанные между собой по смыслу:
- озеро, карандаш, медведь.
Составьте как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти три слова. Время выполнения 10-15 минут.
Игры, направленные на развитие воображения и фантазии:
- «Изобрази самолет», «Полет бабочки» и т.д.
Обучение умению рифмовать: игры «Доскажи словечко», «Найди рифму», «Поймай рифму», «Исправь ошибку» и др.
Работа с чистоговорками; со скороговорками, с использованием игр: «Поезд набирает (замедляет) ход».
Урок остается основным элементом образовательного процесса, но в системе Л.В.Занкова его функции, формы, организация могут существенно варьироваться и это подтверждает ежедневная практика работы в школе.
Основные параметры такого урока следующие:
- цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и другим группам свойств личности;
- полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей;
- сотрудничество учителя и ученика.
Методическая цель таких уроков – создание условий для проявления творческой познавательной активности ученика.
Данную цель достигаю следующими путями:
- создаю проблемные ситуации, коллизии;
- использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъективный опыт учащихся;
- создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирую учащихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
- оцениваю не только конечный результат (правильно-неправильно), но и процесс деятельности ученика;
- поощряю стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Всё это позволяет развивать творческое мышление школьников, способствует их интеллектуальному развитию, становлению нестандартно мыслящей, активной, духовно богатой личности школьника. Известное высказывание Л. В.Занкова «Ребенок – это тот же человек, только маленький» как нельзя лучше характеризует те отношения, которые должны установиться в классе.
В каждый урок литературного чтения я включаю речевые разминки, которые решают следующие задачи:
• учат детей слушать вопрос;
• устраняют разного рода неточности в произношении;
• вырабатывают четкую дикцию, правильное дыхание, ритм чтения, выразительность;
• учат понимать жесты, мимику, разыгрывать небольшие сценки и т.д.
В речевых разминках использую игры: «Медвежата», «Как на горке, на пригорке», «Лифт», «Мама пересушила бельё», «В цветочном магазине», «Игра голосом», «Работа над ударением» и др.
Например: А. Твардовский « Начало осени» – работаем над таким предложением: « Скоро ветер унесет листья золотые».
В процессе такой работы регулируется дыхание, предупреждаются ошибки и т.д. (Сначала дети называют на одном дыхании все гласные, а потом все слово).
Использую задания: «Волны», «Чтение фраз наоборот по буквам» (проводим конкурс), «Чтение слов наоборот», «Фотографирование», «Чтение роботом» и т.д.
Разыгрываю небольшие диалоги по определенной теме:
«Летит листок и думает»;
–– О чем может думать листок?
Расскажите от его имени. Дети принимают творческую задачу, решают ее самостоятельно и оригинально.
Даю еще такое задание: показываю предмет (рваную книгу, сломанную игрушку).
- О чем думает эта книга?
- Задайте свои вопросы им.
Читая произведения таких авторов, как Л.Н. Толстой, И.А. Крылов, А.С. Пушкин, К.Г. Паустовский, С. Козлов и других, вслушиваясь в каждое их слово, маленький читатель учиться видеть, чувствовать, думать, понимать, любоваться красотой окружающего мира, познавать прекрасное, свой внутренний мир, творить.
К.Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития».
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить ребенка технике чтения, но еще труднее воспитывать увлеченного читателя, а не гоголевского Петрушку. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение- это чтение, которое, по словам М. Цветаевой «есть соучастие в творчестве».
Задача учителя – создавать условия для пробуждения и развития собственных творческих способностей, атмосферу сотворчества взрослого и ребенка.
Поэтому, чтобы дать возможность каждому ребенку проявить себя, я стараюсь использовать различные формы и методы работы, сочетать различные виды деятельности. Вся система заданий направлена на пробуждение творческой активности.
На уроках литературного чтения присутствуют элементы театра, изобразительного искусства, музыки, игра, связь с другими предметами (с окружающим миром, русским языком, математикой). Особое место отвожу беседе.
Беседа – это самый трудный момент урока и в подготовке к нему нельзя руководствоваться только вопросами из учебника. Беседа – всегда «диалог на равных». Это возможно лишь при условии, что дети чувствуют себя уверенно, равноправными участниками обучения.
Например, тема урока: Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди».
Я начала урок с вопроса «Без чего человек не может прожить как человек?» Ответы детей были разнообразные: они спорили, доказывали и вот последний ответ:
«Без любви. Ведь у человека есть сердце, а именно им мы любим своих родных, близких» (Полина).
Знакомство с рассказом А. П Чехов «Ванька». Текст читала сама. Когда закончила чтение, в классе стояла полная тишина, но кто-то зашмыгал носом, у некоторых на глазах появились слезы. Опередив вопрос, заговорила Арина: «Так почему же Чехов, не закончил рассказ. Как же письмо дошло до дедушки?»
И полилась беседа. Каждый выдвигал свои версии, доказывал. Ученики повернулись лицом к судьбе мальчика. А на следующем уроке у меня на столе лежали письма Ивану Жукову и отзывы детей о рассказе, из которых было видно, что рассказ не оставил их равнодушными, потряс детей до глубины души и им необходимо было высказаться.
Именно такие вопросы от детей, позволяют им самостоятельно мыслить, активно участвовать в диалоге, обосновывать, подтверждать, пропускать произведение через себя, показывать свое творчество.
Приведу пример с уроком по теме: Л. Пантелеев «Честное слово».
Беседа по содержанию: «Почему автор готов был ручаться, что это будет настоящий человек?»
Этот вопрос нашел отклик в сердцах детей. Они сумели подтвердить, что мальчик проявил «сильную волю», отмечали верность слову, нашли доказательства его смелости. В беседе выяснили, что настоящая смелость – в преодолении страха.
Был задан еще один вопрос: «Почему писатель захотел рассказать нам об этой встрече?»
Ответы детей: «Писателю было приятно познакомиться с таким мальчиком»;
«Он мечтал о том, чтобы его сын был таким»; «А может он писал о себе?»
И опять свои мысли, суждения.
Домашнее задание: подготовить рассказ о примере достойного поведения (из жизни родителей, из своей жизни или из фильмов, из прочитанных книг).
Я стараюсь распахнуть, расширить душу учеников, сблизить художественные образы с жизнью. С первых дней помогаю беседой перевести ощущение (что книга – подлинное средство познания жизни) в убеждение, стараюсь «влюбить» их в процесс чтения.
При подготовке к урокам литературного чтения, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ребенок активно творчески мыслил в течение всего урока. Вопросы для беседы ставлю так, чтобы ученик мог сравнивать, делать выводы. Например: Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе? Как бы ты поступил, если бы оказался на его месте? Как ты думаешь, правильно ли вел себя герой и почему он поступил именно так, а не иначе? Что бы ты мог посоветовать герою? Хотел бы ты включиться в события, развертывающиеся в произведении? и т. д.
Такого рода вопросы активизируют аналитическую и эмоциональную реакцию ребенка, учат оценивать характер, перенося переживания на себя. Такие вопросы переключают ребенка от книги на его жизненные впечатления, побуждают к их оценке.
А вот еще одно направление вопросов:
Что удивило тебя в рассказе? Что тебя привлекло в них? Что писатель хотел сказать своим произведением другим людям? Чем он хотел поделиться с нами? Какие мысли, чувства, убеждения он хотел передать своим читателям? Как ты считаешь, удалось ли автору добиться своей цели? Как ты можешь подтвердить свое мнение?
Вопросы такого типа нацеливают на понимание роли автора, помогают почувствовать «присутствие» писателя в произведении, улавливать его интонацию. Все это развивает художественное чутье, вкус, культуру чтения.
Постановка вопросов определяется конкретной ситуацией, задачами данной беседы. Ценны, например, и вопросы, развивающие навыки сравнения различных произведений:
- Вы уже читали раньше о событиях похожих на описанные в этом произведении? Можешь о них рассказать? Сравни их (сходство и отличие).
Опыт показал, что не обилие хороших вопросов вызывает заинтересованное обсуждение, включает их в творческий поиск. Именно, иногда 1-2 стержневых вопроса определяют возможность для детей высказать свои мнения. Такая беседа учит детей слышать и слушать, разговаривать, а не механически отвечать на вопросы. Я радуюсь, когда разговор о содержании рассказа вызывает живой интерес и к тому, как он написан, в чем его художественная сила, и учит ценить искусство слова.
Чтобы организовать живую беседу по произведению, я использую следующие подходы к её проведению:
• правильно сформулировать цель беседы (т.е. найти в произведении то, что может пробудить в ребенке духовность);
• в основе должна лежать нравственная доминанта;
• синтез прочитанного возможен на любом этапе урока в зависимости от яркости и глубины его восприятия;
• включать в беседу всех детей, выслушивать каждое мнение;
Я считаю, что беседа по прочитанному или перед знакомством с художественным произведением, в которой дети свободно говорят о своих чувствах, делятся мыслями, является основным фактором в развитии творческой личности ребенка.
Самое главное на уроках литературного чтения то, что детей нужно заинтересовать произведением, «разбудить» каждого ребенка, дать ему возможность «расцвести» при соприкосновении с подлинным творением искусства.
Естественно, что, разрабатывая для себя какую-то методику, я начинала не с нуля. Чтение педагогических трудов Сухомлинского, Ушинского, Занкова, др. и знакомства с опытом разных педагогов, показали мне какие огромные педагогические ресурсы еще не использованы мною. Для развития творческого мышления большое значение имеют задания, которые ориентируют школьников на получение нового продукта: попробовать слова, сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ, сказку; составить рассказ по вопросам, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу и т.д.
На уроках литературного чтения систематически предлагаю учащимся различные виды упражнений для организации эмоционально-творческой деятельности в учебном процессе, которая во многих случаях возвышается до подлинного творчества.
Разновидности творческих заданий на уроках литературного чтения:
• иллюстрирование:
графическое;
словесное;
музыкальное;
ниткопись.
• рассказывание:
рассказ от лица одного героя;
творческое продолжение;
дополнение одной из частей произведения;
рассказ с изменением лица рассказчика: я – он;
рассказ с изменением сюжета по типу: «А что было бы, если…»;
рассказ с изменением позиции героев;
перенесение места действия в необычную обстановку;
рассказывание по аналогии с прочитанным с опорой на жизненный опыт.
• драматургия:
чтение по ролям с опорой на интонацию;
чтение по ролям с предварительным устным описанием героев, их поз;
инсценировка.
Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.
На уроках литературного чтения опираюсь так же на особый вид чтения – чтение-сопереживание героям – это полное погружение в мир героев книг, когда юный читатель сам воображает себя одним из персонажей, верит всему, что происходит в произведении.
Применяю и прямо противоположный подход к «читаемому»: дети вводят новые эпизоды или представляют их, распоряжаясь судьбами героев. Например, прочитав русскую народную сказку «Снегурочка», дети загрустили. Предлагаю следующее творческое задание: «Если вам жалко Снегурочку, Ивана да Марью, придумайте своё продолжение сказки». Ребята распорядились судьбой несчастных героев гуманнее, нежели народная сказка. Таким образом, предпосылки детей к творчеству постепенно могут перерастать в подлинное творчество. Ведь у каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.
Широко использую в своей работе произведения народного творчества – сказки, загадки, пословицы, поговорки. Устное народное творчество – богатейший духовный источник, в котором отражены народная жизнь, черты русского характера.
Особое место на уроках отвожу пословицам и поговоркам. Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутье к звуковым красотам родного языка, чувство юмора, обогащают их знание. Поэтому на уроках литературного чтения пословицы вводят детей в тему, помогают обогатить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать основную мысль прочитанного. Пословицы могут стать эпиграфом всего урока или служить созданием определенной проблемной ситуации.
К пословицам могут быть даны следующие задания:
- Что объединяет данные пословицы?
От человека утаишь, а от совести не утаишь;
Совесть без зубов, а грызет;
Хотя на мне платье черно, а моя совесть бела;
Без совести и при большом уме не проживешь.
- Придумай или расскажи случай из собственной жизни, которому соответствует одна из пословиц.
- Объясни смысл особенно понравившейся пословицы. Как поступил бы ты?
- Какое из произведений помогает понять смысл следующих пословиц, докажи.
Например, даны пословицы и названия произведений:
В споре и белая ворона черна и черная, бела.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Слово – не стрела, а сердце насквозь ранит.
С. Магилевская «День рожденья».
А. Гайдар «Чук и Гек».
А. Барто «Друг».
Дети сопоставляют произведения и пословицу, доказывают, спорят, делают выводы.
Мы все хотим, чтобы дети выросли умными, честными. Поэтому я особое место отвожу на уроке пословицам. Именно на их содержании можно воспитывать в детях доброту, благородство, осуждать лень, жадность, лживость. Работа с пословицами развивает речь учащихся, память, мышление, творческую деятельность.
С большим увлечением ребята выполняют такие задания (в парах, группах):
Составить пословицу по картинке (по картинкам и подсказкам);
Выполнить рисунок к пословице;
Инсценировать пословицу;
Пословицы «шутят» (в виде конкурса). Например: два сапога – тара, лось человека не красит, терпенье и пруд всех перетрут;
Отгадывание пословиц. Например: дело – потеха (Делу - время, а потехе – час);
Разгадывание кроссвордов, ребусов.
Самостоятельное составление кроссвордов, пословиц (работа с информацией: с использованием периодической печати и др.);
Составление рассказа по картинке, с обязательным использованием данной пословицы (в парах, в группах).
Очень интересные получаются рассказы и тогда, когда картинка одна, а пословицы разные. В 1, 2 классе выполняем такие задания устно, в 3 - 4 классе пробуем письменно.
Фрагмент урока по теме: Н. Носов. «Трудная задача».
«Хвастался Сергей, что он за пять минут выполнит домашнее задание и никогда не проверяет свои работы. А сегодня на уроках он получил то, что заслужил».
(Поспешишь – людей насмешишь.)
«Сидит Марина на уроке математике и в окно смотрит, не слушает объяснения, не работает с ребятами. Думает, что она все это и так знает. Сами ребята выполняют самостоятельную работу. Вот вам и результат Марины».
(Кто грамоте обучен, тому не пропасть.)
Я считаю, что именно фольклорные жанры – это то неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
М. Горький писал: «В простоте слова – самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».
Анализируя данную работу (использование пословиц на каждом уроке), делаю выводы: что дети сами ищут, определяют, анализируют, творят, развивают речь, а самое главное у них есть интерес к меткому выразительному слову. Свои знания они показывают не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка, окружающего мира, математики, технологии, литературного краеведения, изобразительного искусства. Многообразная работа по развитию творческих способностей не прошла бесследно. Дети начитанностью, воспитанностью, грамотностью превосходят своих сверстников. Это отражается и на их эмоциональном восприятии окружающего мира, логике рассуждения, умственном развитии, у них хорошо развита устная и письменная речь. Произошли изменения в саморегуляции: в общении дети стали свободнее выражать свое мнение, больше рассуждать, что проявляется и на других уроках. Дети прошли этап самовыражения через слово, каждый по своему приобщился к художественной прозе и поэзии.
Немаловажную роль отвожу на уроках работе с фразеологизмами. Их употребление усиливает выразительность фразы, её эмоциональность, придаёт речи меткость, яркость, образность. На уроках я использую разнообразные приёмы обогащения фразеологического запаса и развития навыков употребления устойчивых сочетаний слов учащимися. Основным приёмом является воспитание у них постоянного внимания и интереса к фразеологии русского языка. Работа над фразеологизмами проводится всё время и идёт от лёгкого к «трудному». На уроках литературного чтения я обращаю внимание учащихся на устойчивые словосочетания. Прежде всего я останавливаюсь на тех, которые характерны для разговорной речи, например: дух захватывает, навострила уши, белены объелась, была на посылках, из кожи лезут вон, идти как по маслу, бежать во весь дух, надуть губы, зарубить на носу и др., и убеждаю детей в том: сколько новых красок придаёт речи уместно вставленная крылатая фраза, которая всем известна. С целью активизации словаря младших школьников использую такие упражнения:
составление предложений и текстов с указанием фразеологизмов;
подбор фразеологизмов определённой тематики, соответствующих основной мысли текста;
подбор фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту;
сравнение вариантов предложений с фразеологизмом и словом-синонимом;
объяснение значений фразеологизмов и правильное употребление их в речи.
Таким образом, при работе над фразеологическими единицами в начальных классах дети побуждаются к активной мыслительной деятельности, это их увлекает, развивает познавательные интересы, воображение, эмоции, что служит предпосылками творчества. А главным стимулом такого творчества является огромная радость, которую оно даёт и ученику, и учителю.
На уроках литературного чтения использую моменты исследования, посильного конструирования:
конструирование схематического плана (например: нарисуйте «цепочку» к сказке (рассказу), чтобы она передала события данной сказки (рассказа));
выделение предложения из небольшого рассказа, произнесение его отдельно;
обнаружение многозначных слов на основе анализа текста(в подобных заданиях наблюдается два уровня творческой самостоятельности детей :низший уровень, когда учитель обращает внимание детей на употребление слова в разных значениях и высший уровень, когда это замечают сами дети).
Творчество учеников, самовыражение индивидуальности их личности раскрывается на уроках литературного чтения через различные виды искусства. Исполнительская деятельность тоже может подняться до уровня искусства, до самовыражения в драматизации (сказки, рассказа и т.д.), ведь ученик входит в роль (сказочного) героя, и тогда в произнесении реплик он поднимается до самовыражения. То же можно сказать и об иллюстрировании: при рисовании сюжетной картинки, отражающей момент действия (в рассказе, сказке) на основе воображении и, разумеется, знания жизни, каждый вносит что-то своё, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события, это и есть – самовыражение.
Итак, новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но инициативными, самостоятельными. Растить именно таких людей – вот заказ нашего современного общества. Великий педагог Дистерверг говорил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить». Именно личностно-ориентированная направленность в обучении отражает идеи гуманистической педагогики в том, что все дети способны к творчеству, социальной адаптации, но у каждого ребёнка свой путь развития. А чтобы сделать процесс личностно-ориентированным нужно: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Личностно-ориентированный подход позволяет оценить результат образования в плане способа его достижения, и проследить уровень развития самосознания, самооценки и саморазвития ребёнка, а также оценить образованность в единстве её составляющих.
Я думаю, что для будущего школы альтернативы личностно-ориентированному образованию нет, потому что именно оно становится учебником жизни, инструментом разрешения жизненных проблем и личностного роста.
Творческие задания на уроках позволяют:
• использовать полученные учащимися знания для решения различных практических, исследовательских и учебных задач;
• демонстрировать учащимся красоту научной мысли, достижения учёных в области естественных и технических наук;
• способствовать развитию познавательного интереса учащихся через радость творчества и те положительные эмоции, которые они будут испытывать при решении творческих заданий;
• развивать индивидуальные возможности и творческие способности детей.
Мне кажется, детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую так хочется разгадать. А. Энштейн говорил: «Тайна возбуждает творчество», поэтому творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, всё понимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь эффект достигается на основе увлечённости.
Многообразная работа по развитию творческих способностей не прошла бесследно. Мои дети начитанностью, воспитанностью, грамотностью превосходят своих сверстников. Это отражается и на их эмоциональном восприятии окружающего мира, логике рассуждения, умственном развитии, у них хорошо развита устная и письменная речь. Произошли изменения в саморегуляции: в общении дети стали свободнее выражать свое мнение, больше рассуждать, что проявляется и на других уроках. Дети прошли этап самовыражения через слово, каждый по своему приобщился к художественной прозе и поэзии. Деятельность своих учеников я могу назвать творческой, так как её результатом является продукт, обладающий новизной.
Результатом моей работы являются показатели позитивной динамики учебных достижений обучающихся. За период обучения в начальной школе значительно повысился уровень развития самооценки учащихся, её адекватность. Удалось развить способность к самоанализу и самоопределению (69% учащихся имеют высокий уровень её развития), повысить уровень образованности детей, самокритичность и объективность самооценочного суждения. Значительно вырос уровень мотивации учащихся – до 70% пятиклассников обладают положительно-направленной мотивацией к учению. Об этом свидетельствуют и результаты качества и успеваемости учащихся (конец 4 класса: 100% успеваемость, 57% качество; 5 класс: 100% успеваемость, 73% качество).
Творческие работы учащихся занимают призовые места в школьных конкурсах и олимпиадах по разным предметам. Дети принимают активное участие в городских олимпиадах, где показывают высокие результаты, имеют грамоты и благодарности; пробуют свои силы и во Всероссийских конкурсах.
Литература
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
Вавилова Н. С. Ещё раз о пословице // Начальная школа. 1994. № 3.
Вальчук Е. В. Работа по фразеологии на уроках русского языка и внеклассных занятиях в начальной школе. – М., 1989.
Виноградова Н. Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе // Начальная школа. 2001. № 9.
Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. – М.: Педагогический поиск, 1999.
Воробьёв Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1991.
Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование, 2001.
Колычева Г. Ю. Некоторые приёмы работы по обогащению фразеологического запаса младших школьников // Начальная школа. 1995.
№ 10.
Основные концепции творчества и одарённости / под редакцией Д. Б. Богоявленской – М.: Молодая гвардия, 1997.
Хлысталова А. Н. Литературное развитие младших школьников средствами фольклора // Начальная школа. 1996. № 1.
Шамардин В. Н., Тамбовкина Т. И., Суслова Н. П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. – М., 1991.
Шоган В. В. Технологии личностно ориентированного урока // Издательство «Учитель», 2003. |