Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 24.11.2024, 08:08

Сетевое сообщество учителей начальных классов города Ноябрьска

Меню сайта
Категории раздела
Профессиональные достижения педагога [185]
Модель "1 ученик: 1 компьютер" [28]
Математика [26]
Русский язык [20]
Литературное чтение [18]
Родители и дети [19]
Окружающий мир [7]
Проектная деятельность [40]
Физическая культура [2]
Сценарии мероприятий [13]
Наш опрос
По какому УМК Вы работаете?
Всего ответов: 129
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Работа с пословицами и поговорками в начальной школе.

Работа с пословицами и поговорками в начальной школе

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к русскому языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках чтения, русского языка и во внеклассной работе.
Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию». Считаю, именно в начальной школе необходимо особое внимание уделить пословицам.
В 1-4 классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Кроме того, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.
Мой многолетний опыт показывает, что работу с пословицами следует начинать уже с 1 класса. Лучше всего это сделать, когда ученики изучают алфавит, т. е. овладевают письмом. Так, знакомя учащихся с буквой ь, я обращаю их внимание на поговорку «Красна птица опереньем, человек уменьем» (Букварь, часть II, стр.10) и предлагаю найти слово с буквой, написание которой они только что усвоили. Ученики читают поговорку, раскрывают её смысл, находят слово с нужной буквой.
На следующий день на уроке письма учащиеся вспоминают поговорку, которую накануне заучили. Я спрашиваю, какие ещё пословицы и поговорки о зиме они знают. Если никто не знает, то учитель сам приводит поговорку «Красна птица опереньем, а человек уменьем», в которой есть буква ь. В таком плане работа продолжается и дальше. Важно только, чтобы сам учитель хорошо знал пословицы и поговорки, встречающиеся в учебниках, умело использовал их в своей речи.
На уроках чтения учащиеся начальной школы не только овладевают навыком беглого чтения, но и учатся понимать прочитанное, разбираться в художественных особенностях литературных произведений. Кроме того, при знакомстве с народным творчеством и произведениями мастеров слова, большое внимание уделяется эстетическому воспитанию и развитию культуры речи учащихся. Умелое использование пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают уроки чтения богаче по содержанию и интереснее по форме.
1. Одним из видов моей работы является подбор пословиц по темам. Начиная с 1 класса, на уроках чтения стараюсь приучать детей самостоятельно подбирать пословицы по темам. Это делается при знакомстве с отдельными стихотворениями, рассказами, при изучении какой-либо темы, при обобщении изученного материала. Перед знакомством с материалом по каждой теме ученикам даётся задание подобрать пословицы и поговорки по заданной теме.
Выполняя такое задание, учащиеся, особенно вначале, допускают часто ошибки, так как они не всегда понимают переносный смысл пословиц, поэтому приводят пословицы в отдельных случаях, только косвенно связанные с нужной темой, а иногда не имеющие к ней никакого отношения. Чтобы научить детей правильно отбирать пословицы, объединенные одной темой, следует использовать тематические группы пословиц. Учащиеся, знакомясь с этими пословицами, должны не только понять смысл, заключенный в каждой из них, но и осознать то, что их объединяет. Например, поговорки и пословицы о труде: Маленькое дело лучше большого безделья; Кто любит трудиться, тому без дела не сидится; Слезами делу не поможешь; Не спеши языком, торопись делом; Всякий человек на деле познаётся.
Пословицы и поговорки о календарных месяцах, временах года: Ноябрь с гвоздём, декабрь с мостом; Март с водой, апрель с травой; Май холодный – год плодородный; Июль – пора сенокоса; Весна красна цветами, осень хлебами, а зима снегами.
Учащиеся, ознакомившись с данными пословицами, должны определить их общую тематику и подобрать к каждой группе ещё две-три пословицы.
В отдельных случаях при чтении рассказов, стихотворений учитель сам приводит пословицы, а дети, раскрыв смысл каждой, определяют их общую тематику.
Анализируя с учащимися самоотверженный поступок Тёмы из рассказа «Тёма и Жучка», предлагаю пословицы о смелости, трусости:
Где смелость, там и победа; На смелого собака только лает, а труса кусает; После драки много храбрых; Храбер трус за печкою; На трусливого все собаки лают; Трус и тени своей боится. Затем учащиеся выбирают из приведённых пословиц такую, которая бы отвечала на вопрос учебника: «Что помогло Теме благополучно выбраться из колодца?»
Большое воспитательное значение имеют пословицы и поговорки о здоровье. Считаю, что с некоторыми из них следует ознакомить учащихся. Например: Здоровье дороже золота; Здоровье сгубишь, новое не купишь; Захворать - один день, а поправляться семь недель; Хворь не сорочка- с плеч не скинешь.
2.Другим видом работы является подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая бы раскрывала содержание данного произведения. Прежде чем проводить такой вид работы, знакомлю детей с рассказом, басней или сказкой, у которых заглавием является пословица. Это делаю на уроках чтения, обращая внимание учащихся на то, что меткие и образные пословицы, созданные народом, иногда служат заглавием того или иного произведения. Учащиеся анализируют заглавие-пословицу, доказывают её органическую связь с содержанием произведения. После этого предлагает учащимся подобрать к изучаемому рассказу или стихотворению пословицу, которая может быть его заглавием.
Анализ пословиц-заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения.
3.Особым видом работы с пословицами считаю нахождение пословиц в тексе художественных произведений и выяснение их назначения.
Используя материал изучаемых художественных произведений в 3-4 классах, я стараюсь показать ученикам, что «пословица недаром молвится», что писатель, включая народные изречения в авторский текст или речь героев, придает языку своих произведений особую меткость, образность, народность. Это в речи Руслана из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (Хоть лоб широк, да мозгу мало), И.А. Крылова в басне «Любопытный» (Куда на выдумки природа таровата!).
Особенно богатый материал для таких наблюдений дают басни И. А.Крылова. Недостаточно, на мой взгляд, только найти в тексте выражения, которые стали пословицами и поговорками. Учащимся вполне доступно раскрыть глубокий смысл этих изречений, понять их название в басне и объяснить, почему они вошли в богатейший фонд народной фразеологии.
4.Использование пословиц при работе над сочинением. В данном случае следует различать два вида работы: во-первых, сочинение по пословице; во-вторых, включение пословиц в сочинение.
Сочинение по пословице бывает устным и письменным. Устно рассказ по пословице составляется или сразу на уроке без особой подготовки учащихся, или после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа.
Сам вид работы, т.е. сочинение по картинке, не является новым, в начальной школе этому уделяется большое внимание. Однако сочинение по картинке с пословицей несколько усложняет этот вид работы.
Пословица, которая в таком случае служит заглавием, делает рассказ целенаправленным; различные картинки, подобранные учащимися к одной и той же пословице, позволяет по-разному раскрыть её содержание, предоставляется большая свобода воображению детей.
Методика проведения уроков по составлению устных рассказов по пословице должна быть разнообразной и постепенно усложняться. Так, вначале дети учатся строить рассказ по картинкам, которые они подобрали к пословице. Причем следует сразу приучать их не только описывать сюжет картины, но и раскрывать общее в содержании пословицы и картины. Затем рассказ составляется также по картинке, но уже по воображаемой. Учащиеся, записав новую пословицу и разобрав ее смысл, рассказывают, какую картинку можно подобрать или нарисовать к этой пословице.
Особым видом работы является сочинение с включением пословиц. Здесь требуется большая предварительная подготовка. Разберём на конкретном примере. В 3 классе планируется сочинение по теме «Зима» с включением соответствующих пословиц. Учитель даёт задание детям подобрать пословицы о зиме. Читая рассказы и стихотворения о зиме на уроках чтения, учащиеся приводят найденные ими пословицы, раскрывают их содержание, обращают внимание на меткость и образность пословиц. Затем учитель сообщает, что учащиеся будут писать в классе сочинение, в котором они должны использовать известные им пословицы о зиме. Всем классом составляется план. По плану составляют коллективно примерный рассказ, включая отдельные пословицы.
На следующем уроке ученики пишут сочинение.
Приведу для примера сочинение ученицы 3 класса МБОУ СОШ №6 Валерии Потапенко.
Зима.
Декабрь год кончает, зиму начинает. Кончилось осеннее ненастье. Наступила холодная, вьюжная зима. Сильные морозы сковали пруды, речки, озёра. Деревья стоят в белых шапках. Солнце встаёт поздно и не греет. Воздух чистый и свежий.
Деревья стоят голые. Только сосны и ели зеленеют в лесу. На выдумку природа таровата. Тихо в лесу. Медведь в берлоге лапу сосёт. Белка в дупле орешки грызёт. Заяц под ёлкой сидит. Только голодные волки бродят по лесу, ищут пищу.
Много снегу во дворе. Спасибо, мороз, что снегу нанёс. Ребята вышли на улицу играть. Мороз не велик, да стоять не велит. Малыши катаются с горки, лепят снеговика. Школьники катаются на коньках и на лыжах.
Старики смотрят в окно и говорят: «Снегу много - хлеба много». Хорошо зимой!

Рекомендую следующие темы, при написании которых используются пословицы и поговорки: «Наша школа» (пословицы о школе, книге, учении); «Моя мама» (пословицы о маме); « Времена года» (пословицы о лете, зиме, осени, весне, о календарных месяцах); «Москва – столица» (пословицы о Москве); «Наша Родина» (пословицы о Родине); «Мои друзья» (пословицы о дружбе).
Работа над сочинением, в котором используются пословицы, учит детей вводить их в свою речь. Однако, чтобы добиться в этом известного успеха, одного названного вида работы недостаточно. Следует использовать материал и задания, которые имеются в учебниках.
Постоянная, систематическая работа в школе над пословицами очень многое дает учащимся. Они учатся сбирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать смысл пословиц, понимать их обобщающий характер. Изучение мудрых, образных народных афоризмов обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная и интересная работа с пословицами не только прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, не только учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, уважение к народу, создающему эти сокровища, и гордость за него. На мой взгляд, данная работа имеет новые цели, т.к. ФГОС нового поколения требуют формирование личностных и коммуникативных УУД, а именно: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Заметьте, коллеги, пословицы и поговорки как нельзя лучше способствуют решению вышеназванных задач.

Пословицы и поговорки

Родина, патриотизм

Нет в мире краше Родины нашей.
Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье.
Москва, что гранит: никто Москву не победит.
За Москву-мать не страшно умирать.
Москва – всем городам мать.
Москва – всем столицам голова.
Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Дорога матушка - Москва: за золото не купишь, силой не возьмёшь.
Москва верстой далека, а сердцем рядом.
Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву.
Москва не сразу строилась.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Береги Родину, как зеницу ока.
Родная земля и в горсти мила.
Всякому мила своя сторона.
В своем доме и стены помогают.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Живешь на стороне, а свое село все на уме.
Куда бы малина не заманила, а родное село назад привело.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и черный хлеб в сладость.
На чужой стороне и весна не красна.
На чужбине и собака тоскует.
Земляка повидать – как дома побывать.
Жить – Родине служить.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.
Знает весь свет - тверже русских нет.


Защита Родины

Родину - мать учись защищать.
С родной земли умри, но не сходи.
За родной край и жизнь отдай.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.
За правое дело сражайся смело.
Народ – герой сметет врагов с земли родной.
Береги границу, как ока зеницу.
Мало победы желать – надо победу взять.
Солнце врагам не погасить, а нас не победить.
Наступил на землю русскую, да оступился.
Смело иди в бой, Родина за тобой.
Русский солдат не знает преград.
С русским штыком враг давно знаком.
Смелый боец – в бою молодец.
Бой отвагу любит.
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
Красна девушка косами, а солдат орденами.
Славу свою добывай в бою.
Богатырь умрет - имя его останется.
Тот побеждает, кто смерть презирает.
Трус славит себя языком, а храбрец – штыком.
Своим полком гордись, да и сам отличись.
Где не пройдет горный олень, там пройдет русский солдат.
Слава русского штыка не померкнет никогда.
Честь солдата береги свято.
Храбрость города берет, а бдительность их бережёт.
Что меч, что перо – сражаются за одно.
Набирайся ума в учении, храбрости в сражении.
Кто много болтает, тот врагу помогает.

Дружба

Дружба – дело святое.
Дружбу за деньги не купишь.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Гору разрушает ветер, людскую дружбу – слово.
Дружба – как стекло: разобьешь - не сложишь.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не мил и свет, когда друга нет.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Ищущий друга без изъяна остается без друга.
Легче друга потерять, чем найти.
Верному другу цены нет.
Верный друг – ценнейший клад.
Когда друг просит - не существует «завтра».
Сам погибай, а друга выручай.
Друга любить – себя не щадить.
Не бросай друга в несчастье.
Друзья познаются в беде.
Без беды друга не узнаешь.
Друг до поры – тот же недруг.
Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Не приестся хороший кусок, не прискучит хороший дружок.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Плохой друг – что тень: в солнечный день не отвяжешься, в ненастный не найдешь
Предупредить вовремя – дело друзей.
Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
Дружба, как стекло, разобьешь – не сложишь.

Коллектив

Хороша нива у дружного коллектива.
Что одному с трудом дается, то коллективом легко берется.
Недаром говорится, что нужда коллектива боится.
Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесем.
Дружно - не грузно, а врозь – хоть брось.
И лес шумит дружней, когда деревьев много.
Вместе и горе легче переносится.
Дружный табун и волков не боится.
Согласного стада и волк не берет.
Если вздохнуть всем народом – ветер будет.
Соломинку и муха сломит, а сноп и конь не раздавит.
Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.
Одна пчела не много меду натаскает.
Одним конем всего поля не объедешь.

О пословице и поговорке

Пословица всем делам помощница.
Пословица – мудрость народов.
На пословицу ни суда, ни расправы.
Пословица ввек не сломится.
Стара пословица, да про новое молвится.
Добрая пословица – не в бровь, а прямо в глаз.
Пословица да присказка беседу красит.
Из поговорки слова не выкинешь.
У каждого Егорки свои поговорки.
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Письмо
Пишут не пером, а умом.
Что написано пером, не вырубишь топором.
Пиши, да не спеши.
Написала, как курица набродила.
Слово – ветер, а бумага – грунт.
На кончике пера – сила меча.
Перо острее меча.

Ученье, знание, невежество
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Ученье – путь к уменью.
Ученье – лучшее богатство.
Знание – сила.
Знание – половина ума.
Знание делает жизнь красивой.
Учить – ум точить.
Ученому везде дорога.
Мир освещается солнце, а человек знанием.
Наука дает крылья уму.
Красна пава пером, а человек учением.
Пилу точат, чтобы стала острее, а человека учат, чтобы стал умнее.
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Век живи – век учись.
Учиться никогда не поздно.
Учись, пока хрящи не срослись.
Учись смолоду – пригодится в старости.
Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота – чтобы знания черпать.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Мудрым никто не родился, а научился.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
У врача лечись, а у умного учись.
Учи других, и сам научишься.
Помни про школу – только с ней станешь строителем радостных дней.
Кто любит науки, тот не знает скуки.
Не гордись званьем, а гордись знаньем.
Знайка все с полуслова понимает, а незнайка все только рот разевает.
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
Умелые руки – помощницы науки.
Чем больше науки, тем умнее руки.
Наука хлеба не просит, а сама хлеб дает.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Повторенье – мать ученья.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Мало диплом иметь, надо и дело разуметь.
Неграмотный – тот же слепой.
Хорошо учить того, кто хочет всё знать.
Видит глаз далеко, а ум ещё дальше.
Мало уметь читать, надо уметь думать.
Знай больше, а говори меньше.

Книга
Испокон века книга растит человека.
Книга – лучший друг.
Букварь не сайка, а раскусишь – сладко.
Букварь – к мудрости ступенька.
Не красна книга письмом, красна умом.
Хлеб питает тело, а книга питает разум.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
Книга для ума – что теплый дождь для всходов.
Ум без книги, как птица без крыльев.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Книга подобна воде – дорогу пробьет везде.
Книга не пряник, а к себе манит.
Книга в суме – в пути тягость, книга в уме – в пути облегченье.
Съел ковригу – напитался один, прочитал книгу – оставил и другим.
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век.
Неграмотный – как слепой, а книга глаза открывает.
Не на пользу книги, читать коли только вершки в них хватать.
Много прочел, да мало учел.
Читает – летает, да ничего не понимает.
Иной глазами по книжке водит, а разум стороной бродит.
Ленивому Микишке все не до книжки.

Речь, слово
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
Человеческое слово стрелы острее.
Живое слово дороже мертвой буквы.
Слово может спасти человека, может и убить.
Слово пуще стрелы разит.
Злое слово – в глаза соль.
Будь своему слову хозяин.
Тот в слове стоит твердо, кому слово дорого.
До слова крепись, а давши слово, держись.
Обязался языком, закрепи делом.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Слово – серебро, молчание – золото.
Слова хороши, если они коротки.
Где слова редки, там они вес имеют.
Кроткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
Слова без дела – сущая беда.
Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.
Говори мало, слушай много, а думай еще больше.
Больше слушай, поменьше говори, не зря у тебя два уха и один язык.
В многословии не без пустословия.
Сперва подумай, потом скажи.
Плохо, коль слово сказано, не просясь разума.
Говорить, не думая, что стрелять, не целясь.
Лучше оступиться, чем оговориться.
Говори с другом поменьше, а с собой побольше.
В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь.
Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
Не храбрись словом, а покажи делами.
Меньше говори – больше дела твори.
Не спеши языком, а торопись с делом.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
С добрым словом и черная корка сдобой пахнет.
Ласковое слово и буйную голову смиряет.
Ласковым словом и камень растопишь.
Худого слова и сладким медом не запьешь.
Недоброе слово больней огня жжет.
Умная голова не скажет пустые слова.
В мелких словах и большое дело утопить можно.
Говорил день до вечера, а слушать нечего.
Мельница мелет – мука будет, язык мелет – беда будет.
Скажи с ноготок, перескажут с локоток.
Не всякому слуху верь.
Мал язык, да всем телом владеет.
Острый язык – дарование, а длинный – наказание.
Язык длинный, мысли короткие.
Язык до Киева доведет.
Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
Лучше ногою запнуться, чем языком.
За твоим языком не поспешишь и босиком.
Держи собаку на цепи, а язык – на семи.

Времена года
Новый год – к весне поворот.
Году начало – зиме середина.
Весна – зажги снега, заиграй овражки.
Без первой ласточки весна не обходится.
Весной дождь парит, осенью мочит.
Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
Весной час прогуляешь – неделей не наверстаешь.
Вешний день год кормит.
Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.
Лето – припасиха, а зима – подбериха.
Зима спросит, что летом припасено.
Летом каждый кустик ночевать пустит.
Летом не соберёшь, зимой не найдёшь.
Люди рады лету, пчёлы рады цвету.
Земля зимой отдыхает, а весной расцветает.

Здоровье
Здоровье дороже богатства.
Ум да здоровье всегда дороже.
В здорово теле здоровый дух.
Чистота – залог здоровья.
Веселый смех – здоровье.
Береги честь смолоду, а здоровье под старость.
Смолоду закалишься, на весь век пригодится.
Холода не бойся, по пояс мойся.
Курить – здоровью вредить.
Здоровье сгубишь – новое не купишь.
Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял.
Чеснок и лук – от семи бед.
Хворь не сорочка – с плеч не скинешь.
Захворать – один день, а поправляться семь недель.

Категория: Литературное чтение | Добавил: раиска (14.01.2015) | Автор: Раиса E
Просмотров: 4972 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 SergPaymn  
0
<a href=http://zmkshop.ru/uslugi/proizvodstvo-metallokonstruktsiy-kontinent-elit/>каркас для крыльца из металла</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Минпросвещение РФ
ДО ЯНАО
ДО г.Ноябрьск
Электронный журнал
Друзья сайта

Copyright Хабибрахманова И.Ю_Ресухина С.Г.© 2024-2012