КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ….
Мальчик учится в шестом классе. Он пишет, считает, с особым удовольствием обучается трудовым навыкам на уроках труда, но вот урок чтения самый нежеланный. Часто на этом уроке из его уст звучит: «Не хочу читать!».
И такая картина с чтением наблюдается не у него одного.
Как привить любовь ребёнку к чтению?
Из беседы с родителями выяснилось, что сами они читают только по необходимости. Папа предпочитает смотреть телевизор, привлекает его и интернет, а чтение книг в семье ушло в прошлое. А ведь дети копируют поведение родителей. Вот и сформировалась у сына модель общения с книгой. Как же исправить ситуацию?
Во-первых, начните читать сами. Когда ребёнок видит дома углубившихся в чтение книг маму и папу, больше вероятности, что со временем он начнёт читать. Знаю по собственному опыту, выросла в «читающей» семье. Ведь если родители свой досуг проводят перед экраном телевизора, наивно полагать, что у вашего чада проснётся любовь к чтению.
Во-вторых, конечно, в доме должна быть библиотека. В последние годы люди стали активно избавляться от книг, которые когда-то, возможно, «доставали». Сейчас, почему-то, книги перестали вписываться в интерьер квартир. Наличие семейной библиотеки также имеет большое значение для привития интереса к чтению. Не надо сбрасывать со счетов и общественные библиотеки. В них есть книги на любой вкус, уровень и возраст. И если ваш ребёнок будет видеть в библиотеке других читающих людей, вполне может вдохновиться. Ведь дети воспитываются на подражании.
В-третьих, пополняйте семейную библиотеку. Не считайте, что тех книг, которые имеются у вас, вполне достаточно. Приурочьте покупку книги к учебной тематике: допустим это будет энциклопедия по географии или произведение определённого писателя. Предварительно обговорите с ребёнком, какую книгу вы будете покупать, почему именно эту книгу. Заинтересуйте содержанием книги, информацией, которую можно почерпнуть из неё. Проявите собственную заинтересованность. Выбирайте вместе интересные книги для ребёнка. Обратите внимание на то, какие ещё книги попутно заинтересовали вашего ребёнка. Может быть его привлечёт красочная обложка, по возможности, приобретите эту книгу.
В-четвёртых, читайте ребёнку, читайте вместе с ребёнком. На уроках чтения учебный текст учащиеся читают по ролям. Возьмите этот приём себе на заметку. Ведь ничто так не сближает людей, как общие интересы и общее дело. Важно, как вы читаете сами. Чтение должно быть эмоциональным, а не монотонным и быстрым. Пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Такое чтение не может не понравиться. Во время чтения поясняйте незнакомые слова и выражения, рассматривайте иллюстрации.
В-пятых, обсуждайте прочитанное: сюжет, характеристику героев, их поступки, своё отношение к ним. Интересуйтесь мнением ребёнка, что больше понравилось, не понравилось. Предложите нарисовать рисунок к содержанию. Сами примите участие в рисовании.
В-шестых, проявляйте свою заинтересованность в чтении ребёнка.
В-седьмых, помните, похвала подогревает интерес к занятию поэтому хвалите за каждое, даже небольшое достижение.
В-восьмых, перечитывайте книги. Возможно, ребёнок захочет перечитать какой-то отрывок, не отказывайте ему в этом.
В-девятых, читайте везде, где может представиться возможность: на прогулке, на пляже, в поликлинике, ожидая приёма. Читайте вывески и афиши.
Как говорится, капля камень точит.
Поверьте, ваш ребёнок перестанет отказываться читать.
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
(Нина Пикулева) |