Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 23:57

Сетевое сообщество учителей начальных классов города Ноябрьска

Меню сайта
Категории раздела
Профессиональные достижения педагога [177]
Модель "1 ученик: 1 компьютер" [28]
Математика [25]
Русский язык [20]
Литературное чтение [18]
Родители и дети [19]
Окружающий мир [7]
Проектная деятельность [39]
Физическая культура [2]
Сценарии мероприятий [13]
Наш опрос
По какому УМК Вы работаете?
Всего ответов: 127
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Формирование функциональной грамотности на уроках математики у учащихся с ОВЗ

Формирование функциональной грамотности на уроках математики у учащихся с ОВЗ

Функциональная грамотность –это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функциональной грамотных людей.   Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.

Функционально грамотная личность – это человек, который:

  • ориентируется в мире и действует в соответствии с общественными ценностями;
  • способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
  • умеющий отвечать за свои решения;
  • способный нести ответственность за себя и своих близких;
  • легко адаптируется в любом социуме и способен активно влиять на него;
  • хорошо владеющий устной и письменной речью, как средством взаимодействия между людьми;
  • владеющий современными информационными технологиями.

Цель учителя - развить ребёнка.

  • развить мышление - из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое;
  • развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение;
  • пространственное восприятие;
  • развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;
  • развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.                                                       

Решая эти задачи, учитель получает в результате функционально развитую личность.

Существуют основные формы функциональной грамотности:

  • грамотность в чтении и письме;
  • грамотность в естественных науках;
  • математическая грамотность;
  • компьютерная грамотность;
  • грамотность в вопросах здоровья;
  • коммуникативная грамотность;
  • юридическая грамотность и т.д.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

При подборе содержания занятий для школьников с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим и интеллектуальным возможностям детей, а так же их потребностям.

Как же формируется математическая грамотность у учащихся с ОВЗ?

У учащихся с ОВЗ при изучении этого предмета возникают серьезные проблемы, связанные с тем, что объем знаний по математике минимален, приемы общеурочной деятельности не сформированы, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Это не позволяет им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому обучение математике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории школьников. Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:

  • овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;
  • формирование предметных основных общеучебных умений;
  • создание условий для социальной адаптации учащихся.

Коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях:

  • осуществлять индивидуальный подход к детям;
  • предотвращать наступление утомления;
  • в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
  • во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;
  • обеспечить обогащение детей математическими знаниями (используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.)

Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он развивает интеллект учеников. Поэтому можно выделить одну из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. 

Используемые вычислительные задания должны характеризоваться разнообразием (вариативностью) формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление.

Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок.  Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе.  Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта.  Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными.

Формы восприятия устного счета.

  1. Беглый слуховой (задание читается учителем или учащимся). При восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
  2. Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, слайды презентаций) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа).  Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание.
  3. Комбинированный.

Средства формирования устных вычислительных навыков: 

  1. Задачи в стихах.
  2. Вычислительные цепочки (в тетрадь записываем только ответы под соответствующими буквами номера).
  3. Игры для устного счета: «Найди пропущенное число», «Вставь пропущенное число», «Молчанка», эстафеты, мини – соревнования.
  4. Игровые моменты и занимательные задачи. 
  5. Тесты.
  6. Математический, арифметический и графический диктанты.
  7. Математическое лото.
  8. Ребусы, кроссворды.
  9. Создание проблемных ситуаций.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. Самостоятельная работа (5-7 минут) проводится с самопроверкой по эталону (самоанализ самоконтроль). При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. Проводится рефлексия деятельности (итог урока), цель которой - осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Таким образом, мы, учителя, сознательно формируем не только образовательную дидактическую цель, но и коррекционную и воспитательную задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют. Соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряем качественный скачок на новый уровень развития.

Шкарлет Марина Михайловна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 2 УИИЯ, г. Ноябрьск

Категория: Профессиональные достижения педагога | Добавил: хабибрик (04.03.2021) | Автор: Шкарлет Марина Михайловна
Просмотров: 251 | Теги: ОВЗ, начальная школа, функциональная грамотность, математическая грамотность | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Минпросвещение РФ
ДО ЯНАО
ДО г.Ноябрьск
Электронный журнал
Друзья сайта

Copyright Хабибрахманова И.Ю_Ресухина С.Г.© 2024-2012