Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 16.05.2024, 03:26

Сетевое сообщество учителей начальных классов города Ноябрьска

Меню сайта
Категории раздела
Профессиональные достижения педагога [183]
Модель "1 ученик: 1 компьютер" [28]
Математика [25]
Русский язык [20]
Литературное чтение [18]
Родители и дети [19]
Окружающий мир [7]
Проектная деятельность [39]
Физическая культура [2]
Сценарии мероприятий [13]
Наш опрос
По какому УМК Вы работаете?
Всего ответов: 127
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Из опыта работы: "Секркты успеха на уроках письма в 1 классе"
«Первый раз в первый класс!» И в этот раз у первоклассника многое будет впервые: первый учитель, первый звонок, первый урок, первые школьные успехи, но и первые трудности в обучении. В своей работе я хотела бы поделиться своими наблюдениями и наработками в формировании графических навыков и развитии техники письма у первоклассников.
Очень часто первоклассники встречаются с возникающими трудностями при овладении техникой письма. Проблема обучения письму остаётся актуальной темой в начальной школе во все времена. Готовясь обучать очередных первоклассников, я вновь и вновь перелистываю и перечитываю статьи замечательного педагога, кандидата педагогических наук Веры Алексеевны Илюхиной. В своих статьях она рассказывает обо всех причинах, которые могут привести к неудачам и проблемам в период овладения техникой письма. И здесь хочется привести в пример фразу «Предупреждён – значит, вооружён», которая отражает весь спектр положительных и отрицательных моментов в период обучения письму первоклассников.
Возникающие трудности при овладении техникой письма имеют разные причины: и физиологические, и медицинские, и педагогические. Письмо для поступающих в школу детей – очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряжённого контроля и педагогического сопровождения. Ещё не раз мы услышим: «Болит рука! Рука устала!». Это означает, что ребёнку трудно будет при письме. Но только через труд, помощь учителя и поддержку родителей наш ученик достигнет положительных результатов в каллиграфии.
Для себя, в этом направлении своей работы на уроках письма, я определила несколько правил, которые позволяют избежать многих отрицательных моментов.
Правило 1: Психологический настрой.
На мой взгляд, учитель обязательно должен рассказать детям на первом уроке письма и родителям на первом родительском собрании о физиологической особенности детей 6–7 лет: у них слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Тем самым честно «раскрыть все карты» и настроить детей и их родителей на серьёзную работу, в которой с трудностями бороться будем все вместе.
В.А.Илюхина предлагает нам важную роль уделить первому уроку письма – уроку введения учеников в мир прекрасного. И следуя её опыту, я строю этот урок таким образом, чтобы он остался в памяти каждого первоклассника как отправная точка в развитии письма.
- Дорогие ребята! На этом уроке мы с вами начнём учиться писать. На партах у вас ручки, прописи. Это то, что вам нужно, чтобы начать учиться писать. Но пока мы их не будем трогать. Сначала вы посмотрите на то, что я вам покажу.
Далее ученикам показываю изделия с хохломской роспись, связанную салфетку крючком, вологодские кружева. Восторгаясь красотой, дети сообщают о том, что они увидели, и чем понравилось им то или иное изделие.
- Как вы думаете, какие руки должны быть у людей, создавших эти творения? (Добрые! Тёплые! Ласковые! Всё умеют! Золотые!)
- А теперь я вам, ребята, покажу тетрадочки моих прежних учеников. (желательно, чтобы на каждой парте лежало по тетради).
Дети рассматривают лучшие тетради – аккуратные, с красивым почерком.
- Понравились вам тетради? А ведь эти ребята тоже не умели писать так, как и вы, придя в первый класс. Но мы вместе с ними научились красивому письму.
- А можно ли сказать, что у этих ребят «руки золотые»? Почему? (Очень красиво написано. Приятно посмотреть. Наверно, их мамы очень радуются такому письму. Это похоже на кружево, которое вы нам показывали.)
- Хотелось бы и вам, ребята, научиться так писать?
- Вот и давайте учиться, чтобы в будущем ваши руки тоже можно было назвать золотыми. Мы тоже будем учиться плести кружева. Но наши кружева будут необыкновенными – кружева из букв. Такие волшебные кружева, с помощью которых вы сможете доставить радость родителям, учителю, себе, вы сможете плести кружева с помощью шариковой ручки и тетрадного листа.
- Итак, в путь, мои старательные ученики. Хочу сказать, что на пути нам будут встречаться трудности – не бойтесь их. Будем преодолевать их вместе, помогать друг другу.

Правило 2: Как сижу и чем пишу?
Длительные наблюдения ученых и педагогов приводят нас к убеждению, как важно в первоначальный период обучения в школе уделять большое внимание гигиеническим правилам письма. Это необходимо не только для становления почерка, но и для сохранения здоровья обучающегося.
Правильная посадка – это навык, формирующийся довольно-таки длительное время. Навык правильной посадки при письме учитель обязан формировать на всём протяжении обучения в начальной школе.
Очень часто видишь сидящего ученика за партой, который сутулится, сгибается над столом. При такой посадке грудная клетка и брюшная полость ученика сдавливаются. Затрудняется дыхание и кровообращение, и происходит быстрое утомление во время письма. Также нередко встретишь учеников, которые при письме сгибают или поворачивают голову вправо или влево. Если такое сгибание войдёт в привычку, то оно может привести к искривлению позвоночника и развитию близорукости.
Нарушение посадки при письме может причинить ущерб здоровью и негативно повлиять на формирование графических навыков письма. И здесь, у каждого учителя в своей «копилочке», найдутся приёмы, позволяющие напомнить ребятам о посадке при письме. Мы с ребятами проверяем нашу посадку речёвкой:
Учитель: - Ноги …
Дети: - На месте. (проверяют постановку стопы на полу)
Учитель: - Руки …
Дети: - На месте. (демонстрируют либо руки, сложенные «полочкой», либо руку с авторучкой)
Учитель: - Локти …
Дети: - У края. (обращают внимание, чтобы локти не свисали с парты)
Учитель: - Спинка …
Дети: - Прямая. (выпрямляют спинку).
Для того, чтобы ненавязчиво проверить «не лежит» ли ученик на парте, я проговариваю: «Парта – это не кровать…», а дети дополняют: «… и на ней нельзя лежать». А ещё мои ребята знакомы с «волшебной палочкой», которая напоминает, что нужно выпрямить спину. Во время письма я прохожу по классу, и если вижу, что ученик сутулится – легонько прикасаюсь к его спинке, и без лишних слов ребёнок понимает, что ему нужно обратить внимание на свою посадку.
Очень важно серьёзно отнестись к выбору авторучки для письма первокласснику. Стержень ручки должен быть с удлинённым наконечником и оставлять тонкий след, чтобы обучающемуся легче было выписывать мелкие элементы букв. Ручка не должна быть толстой. В нижней её части лучше иметь поперечную насечку или же «мягкую» основу, что создаст удобство руке при письме и снимет напряжение. Также очень важно правильно держать авторучку в руке. И здесь нам помогают «ручки – самоучки». (их можно преобрести в Интернет-магазинах) Эти ручки помогают ребёнку научиться правильно держать авторучку или карандаш. Весь год ребята пишут этими ручками и, стало быть, проблема держания ручки при письме отпадает сама собой.
Правило 3: «Обратная связь»
Следующей, на мой взгляд, очень важный момент – отношение педагога к проверке прописи учеников. Пропись и тетрадь по письму – это поле для работы не только ученика, но и учителя. На уроке письма за 45 минут, если в классе 25 учеников, ни все получат словесную оценку учителя своей работе, это просто физически не возможно. Но, проверяя после уроков работу ученика в тетради, учитель должен уделить максимум времени и внимания на результат деятельности ребёнка на уроке. Порой на проверку прописей и тетрадей по письму уходит 2-3 часа. Но результат не заставляет себя ждать. Ученики как будто чувствуют на расстоянии отношение учителя к его работе, и общение происходит заочно.
Как и везде в своей работе я для себя делаю определённые выводы и прихожу к «золотым» правилам. Приведу пример правил, которые я определила для себя во время обучения детей письму:
Не проверяй тетради в плохом настроении. Перед проверкой отдохни и настройся на передачу положительной энергии своему ученику. В хорошем расположении духа учитель сможет более адекватную дать оценку работе своего ученика. Каждый раз каждому ученику в тетради я пишу «письмо». «Письмо» может быть разного объёма. Ребята приучаются с первых уроков получать и осмысливать оценку работе учителя. В этом моменте есть два больших плюса:
1) ) У обучающегося формируется навык чтения письменного текста, узнавание образа письменных букв. Урок начинаем с того, что открываем прописи или тетради и читаем «письма» учителя:
«У тебя сегодня лучшее письмо в классе!», «Я очень горжусь тобой, Данил!», «Диана, я очень люблю проверять твою тетрадочку!», «Как здорово, что у меня есть такой старательный ученик!» и т.д..
Если ребёнок ещё не может самостоятельно прочесть, то он просит помощи учителя
или своего товарища. Нужно видеть выражение лица своего ученика, когда он кое-как
читает по слогам, то, что написал ему педагог, а потом быстро поднимает руку и просит
разрешения прочесть вслух похвальный текст, чтобы об этом узнали все его одноклассники.
А вот с «письмами» противоположного характера необходимо «осторожничать»,
чтобы не ранить, не занизить самооценку ученика, а напротив, подстегнуть, подбодрить
и дать надежду на будущий успех:
«Я сегодня совсем не рада за тебя, Саша, но точно знаю, что завтра у тебя всё
получится», «Ещё чуть-чуть постараться и у тебя всё получится!»
2) Здесь же не упускаю возможность приучать детей радоваться за успехи других лю-
дей: порадуйся сегодня успеху одноклассника, а завтра удача не пройдёт мимо тебя.
Но не нужно забывать, что всё то, что пишет учитель ученику в тетради, должно быть
написано аккуратным, каллиграфическим почерком. А как иначе? Ведь учитель является
образцом для первоклассника во всём.
Исправления написания учителем, если таковые необходимы, в работе детей должны носить обучающий, корректирующий характер. На мой взгляд, абсолютно бессмысленно исправлять красной пастой по написанному учеником тексту, т.к. после такого исправления вряд ли ученик сможет что-нибудь понять, разобрать, проанализировать, сравнить своё написание с письмом учителя. В этом случае более уместно, на мой взгляд, подчеркнуть неверно написанные буквы, а образец написания вынести на поля. Здесь ученик сможет свободно сравнить оба написания.
Если у ученика часто встречается одна и та же буква с нарушением в написании, то учитель должен индивидуально поработать с ребёнком и заново ему объяснить алгоритм написания данной буквы.

Правило 4: «и – буква – королева»
Хотелось бы осветить систему письма с «секретом» или письма с открытыми правилами. С этим подходом в формировании графических навыков нас знакомит В.А.Илюхина.
В период формирования навыка каллиграфического письма учителю очень важно уделять внимание технологии обучения письму, тонкостям написания элементов, соединений и букв. Так вот, здесь необходимо учитывать и знакомить детей с моментами, которые важны при первоначальном формировании графических навыков:
Момент первый. Огромное внимание следует уделять написанию наклонной линии на рабочей строке. (рис.1) Здесь дети должны осознать, какой должен быть интервал между линиями, для этого можно предложить ставить вспомогательные точки, и как добиться, чтобы линии были параллельными. Это очень важный, значительный этап при обучении письму.
Но если этот момент упустить, то в написании укрепляются сразу две ошибки:
1) Несоблюдение правильного интервала между элементами в букве и между буквами в словах. (рис.2) Здесь необходимо дать точную установка, каков должен быть интервал между линиями, палочками. Он должен быть равен половине их высоты, тем самым будет предотвращена эта ошибка.
Во избежание возможной графической ошибки нам необходимо объяснить детям, что такое «половина высоты». А в тренировочных упражнениях чаще давать задание: «напиши наклонные палочки и раздели их наполовину». (рис.3)
2)Несоблюдение параллельности элементов в букве и букв в словах. (рис.4)
В момент написания линии (палочки) все мысли и внимание ученика сосредоточены на кончике ручки, именно на том месте, где стержень соприкасается с бумагой. В этом случае, надо сказать, у ребёнка не работает боковое зрение. Параллельность же линий будет получаться лишь в том случае, если в работу будет включено боковое зрение, т.е. если при написании каждой последующей линии внимание ребёнка будет перенесено на предыдущую, уже написанную. Об этом обязательно нужно проговаривать ребёнку. В этом случае своим ученикам я говорю следующее: «Когда ты пишешь очередной элемент, постоянно посматривай на предыдущий».
Момент второй. Написание так называемой палочки с закруглением внизу – крючка – и соединение таких элементов, прежде всего в букве и.
- Ребята, среди букв русского алфавита есть одна совершенно особая буква. Вот она! Она очень скромная, но очень важная. Если мы с вами научимся правильно и красиво её писать, то и все остальные буквы будут получаться красиво. Буква на вид очень простая. Иногда говорят, что она состоит из двух крючков. Соединим их (учителю можно показать сближение двух крючков, имитируя сближение движением рук или, например, двумя изогнутыми проволочками) и получится буква и. Как будто очень просто.
Это с одной стороны, правильно, потому что мы действительно в букве и видим два крючка, но, с другой стороны, и не совсем правильно, потому что тут всё не очень просто: не только соединять крючки друг с другом не просто, но и писать крючки правильно и красиво достаточно сложно.
- Мне хочется вам открыть важную тайну: при написании буквы и нам встретится целых семь трудностей, семь преград. Давайте мы их назовём словом «воротца». И чтобы научиться красиво и правильно научиться писать букву и, а в дальнейшем и другие буквы мы с вами должны преодолеть семь трудностей, пройти через семь воротец. Ну так что, дорогие, ребята, в путь!
Первая часть алгоритма – письмо наклонных линий. - Для того чтобы преодолеть первые «воротца», нам нужно написать наклонную линию и уметь проговаривать её написание вслух. Посмотрите, послушайте и постарайтесь запомнить, как их надо писать и как надо проговорить действие написания.
- «Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки и опускаем по наклонной линии вниз. При проговаривании учитель осуществляет показ на доске. Повторив 2-3 раза проговаривание и написание, он предлагает повторить проговаривание хором по команде. Дети совместно с учителем комментируют хором его написание.
На этом этапе уместно познакомить учащихся с понятием «параллельные» наклонные линии, и пояснить, параллельные – это значит, что каждая следующая линия находится на одинаковом расстоянии друг от друга.
- При написании каждой последующей линии ваши глазки должны смотреть не только на ту линию, которую пишите, но, и на уже написанную слева. Иначе нам с вами не удастся написать линию параллельно предыдущей.
Практика показывает, что количество ошибок при таком разъяснении ученикам способа деятельности в дальнейшем резко уменьшается.
Вторая часть алгоритма – умение делить наклонную линию на две и три части.
- Ребята, мы с вами должны научиться делить наклонные линии на две или три части. Это нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем правильно соединять буквы, но не кое-как это делать, а по точным правилам.
Учитель на образцах, на чертеже показывает, что такое 1/2 и 1/3 части линии.
Третья часть алгоритма – выполнение закругления на нижней линии рабочей строки.
Этот этап должен донести до сознания детей, что закругление составляет особый элемент написания крючка, который входит в состав буквы и является часто встречающимся элементом в других буквах. Научиться правильно выполнять закругление при написании крючка – очень важная задача.
- Ребята! Мы подошли к следующим воротцам. Нам нужно научиться соединять прямую наклонную линию с последующим элементом крючка – с «крючковой» линией. (даётся понятие «крючковая линия»)
- Эти линии должны быть соединены очень маленьким плавным закруглением, мы его будем называть «качалочка», как будто качаемся на качелях во дворе.
Здесь необходимо сразу обратить внимание детей на часто встречающиеся ошибочные написания этого элемента.
- А теперь посмотрите на три крючка и определите, в каком из них, на ваш взгляд, наиболее удачно выполнен переход от наклонной линии к следующему элементу, то есть в каком из них правильно выполнена «качалочка»?
- Верно, ребята, во втором случае крючке написание верное. А как вы считаете, на что похож этот крючок? (ответы детей) Молодцы, верно! А можно я предложу свой вариант? - Мне кажется, что он похож на ножку балерины (продемонстрировать иллюстрацию), точнее, на ножку балерины в туфельке, которая имеет особое название – пуанты.
- А теперь давайте разберёмся, как же необходимо выполнить поворот на строке, чтобы у вас получилась «качалочка», или, по-другому, носочек туфельки балерины. Посмотрите, как я это выполню на доске и проговорю алгоритм написания.
- Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии, не забываю остановиться, не доходя до нижней линеечки, пишу «качалочку».
В этой части алгоритма, нужно не пропустить важный момент – зафиксировать внимание учеников «где же нужно остановиться», чтобы перейти на «качалочку». В этом случае я предлагаю ребятам написать наклонные линии по образцу, чуть-чуть не доводя до нижней линии рабочей строки. (рис.1) (проговариваю и повторяю три раза, а затем предлагаю повторить написание и постараться проговорить алгоритм написания)
И снова перевожу внимание детей на возможные ошибки написания в этом случае. (рис.2) Поясняю, что в первом случае ученик очень рано начал закруглять, а во втором случае – поздно перешёл к написанию «качалочки».
Затем предлагаю написать детям под диктовку прямую наклонную линию с «качалочкой». Прописав это насколько раз под диктовку учителя, дети продолжают данную работу самостоятельно, вслух проговаривая алгоритм написания. Можно предложить написание под диктовку более сильному ученику, а потом и другим ученикам.
Четвёртая часть алгоритма – завершение написания крючка. После «качалочки» ручка должна двигаться вправо вверх по странице до середины рабочей строки. При письме надо помнить, что линия, которая прописывается после «качалочки», тоже выписывается ровно. Она тоже прямая, но идёт с другим наклоном, чем первая.
- Поставьте ручку на верхнюю линию рабочей строки, опуститесь по наклонной линии вниз, выполните «качалочку», не отрывая руки, поднимитесь по крючковой линии до середины рабочей строки.
Пятая часть алгоритма – «письмо секретика».
- Ребята, сейчас я вас познакомлю с «секретиком», который нам поможет правильно соединить два крючка. «Секретик» - это маленькая наклонная линия, которую мы ведём от середины рабочей строки вверх до верхней линии рабочей строки. Этот «секретик» должен быть параллельным предыдущей наклонной линии. (рис.1) Давайте посмотрим как пишется «секретик» и послушаем алгоритм выполнения написания.
- Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии, выполняю «качалочку», поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу «секрет», т.е. веду наклонную параллельную линию предыдущей до верней линии рабочей строки. (рис.2)
- (рис.3) В каком случае из трёх верно написан «секретик»?
- Верно, в первом? Почему вы решили, что первый «секрет» верный? (дать возможность ребятам порассуждать)
Здесь также трижды учитель повторяет алгоритм написания и показ, а затем предлагает самостоятельно написать с комментированием вслух.
Шестая часть алгоритма – учимся прятать «секрет». Секрет ведь – это, то что скрыто, спрятано.
- Не отрывая руки, опускаемся вниз по «секрету» по наклонной линии вниз, выполняем «качалочку», не отрывая руки, поднимаемся по крючковой линии до нижней линии рабочей строки. (рис.1)
На этом этапе уместно провести сравнение написанных элементов с рельсами по которым идёт поезд. (демонстрируя пунктиром наклонные параллельные линии на доске) (рис.3)
- Как вы думаете, по таким рельсам сможет поезд пройти без аварии?- А почему?
- Верно, потому что рельсы ровные, параллельные друг другу. Но у нестарательных учеников картина может быть друга. (продемонстрировать случаи ошибочного написания) (рис.3)
На этом этапе учитель обращает внимание на просвет между двумя элементами буквы и нижней линейкой и ставит точку в так называемый «шалашик».
- На что похоже это небольшое пространство? (на домик, на шалашик)
- Верно, в нём прячется сказочный гномик от дождя. Поэтому важно, чтобы при письме мы не разрушили жилища гномиков.
В этом случае очень важно ребятам объяснить то, что при соединении этих элементов должен получаться просвет между соседними элементами и нижней линией строки.
Безусловно, важно придавать должное значение этому просвету и фиксировать на нём внимание. В своей работе на первых порах я предлагаю ребятам в этом просвете ставить точку. Как только это будет усвоено детьми, можно точку и не ставить.
Седьмая часть алгоритма – написание буквы и.
- Мы с вами прошли уже шесть воротцев и подошли к последним, после которых мы научимся писать букву «и».
- Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаемся по наклонной линии, выполняем «качалочку», поднимаемся по крючковой линии до середины строки, пишем «секретик», по «секретику» ведём наклонную линию вниз, чуть – чуть не доводя до линейки пишем крючок и по крючковой линии идём до середины строки.
После того, как мы познакомили детей с написанием буквы и, необходимо показать им, что в основном все строчные буквы пишутся по примеру написания буквы и.
- Мы назовём нашу букву и королевой. Вы видите перед собой одинаковые буквы или разные? А сейчас я возьму волшебный мелок, прикоснусь к каждой букве и, к нашей королеве, и из неё образуются новые, другие буквы.
Учитель в одном случае добавляет, в другом убирает элементы и получает 16 новых букв. Которые включают в себя элементы буквы и.
Таким образом, делаем вывод: на первый взгляд буква и настолько проста в написании, но, сколько требуется ученику знаний, навыков и умений, чтобы преодолеть трудности в письме.
И ещё один момент не хочется упустить – на первых порах в классе должен висеть плакат или самодельная табличка с демонстрацией ошибочных написаний этих элементов. Ведь недаром мы часто любим повторять: «На ошибках учимся!»

Правило 5: «Тише едешь - дальше будешь».
Существенной причиной нарушения правил чёткого письма является несоответствие между скорость письма и навыками ученика. Ознакомившись с медленным письмом, дети часто чрезмерно ускоряют его. Зачастую это происходит и по вине учителя, который торопится, как можно быстрее получить скорописное письмо, как можно больше успеть сделать на уроке. «Ускорение письма увеличивает число отклонений пишущей руки от правильно формы букв и одновременно уменьшает количество времени для наблюдения за правильностью письма. В результате затруднения, легко преодолеваемые при медленном письме, оказываются непреодолимыми при быстром темпе». (Гурьянов Е.В., Щарбак М.К. Психология и методика обучения письму в букварный период.)
Следовательно, учитель должен набраться терпения и ни в коем случае не «подгонять» детей во время письма. По результатам наблюдений, неряшливый и небрежный почерк может оказаться результатом не только графических, но и орфографических ошибок.
В заключении, перечислю основные, стержневые линии в работе над графическим и каллиграфическим письмом:

1.Снятие психологической перегрузки учащихся, связанной с овладением ими графическими навыками и каллиграфическим письмом.

2. Вовлечение в конкретную деятельность по овладению графическим навыком и каллиграфическим письмом всех сфер психики ребёнка: его внимание, интерес, желание, волю, эмоции, сознание; в период обучения письму необходимо исключить отрицательные эмоции, связанные с овладением письмом.

3. Изначальная и постоянная установка на эстетичность выполняемой работы, работу «на совесть», на работу «без брака».

4. Установка на формирование и соблюдение навыка санитарно – гигиенических норм на всём протяжении обучения.

5. Ориентация детей на детальный анализ строения букв-знаков.

6. Постоянно направлять детей на более полное осознание ими всех деталей графики письма, на формирование у них способности выражать в слове, речи характеристику написания букв, их элементов, их соединений.

Эти стержневые линии пронизывают собой все этапы работы над каллиграфическим письмом.
Формирование каллиграфического письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Заботясь об аккуратности и чёткости письма школьника, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, добросовестность и старательное отношение к любой работе, уважительное отношение к людям, к их деятельности, наконец, способствует их эстетическому и нравственному воспитанию.
Категория: Профессиональные достижения педагога | Добавил: оренбург (26.10.2013) | Автор: Семионова Галина E
Просмотров: 5345 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Минпросвещение РФ
ДО ЯНАО
ДО г.Ноябрьск
Электронный журнал
Друзья сайта

Copyright Хабибрахманова И.Ю_Ресухина С.Г.© 2024-2012