Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 17:54

Сетевое сообщество учителей начальных классов города Ноябрьска

Меню сайта
Категории раздела
Профессиональные достижения педагога [169]
Модель "1 ученик: 1 компьютер" [28]
Математика [25]
Русский язык [20]
Литературное чтение [18]
Родители и дети [19]
Окружающий мир [7]
Проектная деятельность [39]
Физическая культура [2]
Сценарии мероприятий [13]
Наш опрос
По какому УМК Вы работаете?
Всего ответов: 127
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Использование словарей в электронных учебниках на уроках русского языка.

В процессе обучения русскому языку и литературе мы традиционно обращались к различным источникам информации: словарям, справочникам, энциклопедиям, хрестоматиям и т.п. Основным источником такой информации, на сегодняшний день, перестает быть традиционная библиотека. На смену ей пришли электронные словари, энциклопедии, представляемые ранее в большом объеме только на электронных носителях, а теперь и в Интернете. Технологии электронного обучения все чаще и чаще используются в образовательном процессе. Электронный учебник является учебным средством нового типа, в котором объединены педагогические и компьютерные технологии. Электронные учебники, как и печатные издания, предназначены для предоставления новых знаний, однако процесс восприятия новой информации при работе с электронным учебником идет в более интенсивном и активном режиме.

Чтобы вызвать интерес к уроку и инициировать работу, реально формирующую орфографические навыки, обязательно нужно обращаться к словарям. Французский писатель Анатоль Франс сказал: «Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке».

По большому счету весь урок русского языка – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности. И поэтому очень важно, чтобы урок был подчинен главной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

«Походы в словари» по программе ПНШ включены в деятельность на уроке, без словарей часто нельзя выполнить упражнения (только во 2 классе обращение к словарям на уроке русского языка 153 раза, а дальше – больше).

«Толковый словарик русского языка» является эффективным средством осуществления идеи интеграции в обучении. Обращаясь к такому словарю, дети учатся анализировать лексические  и грамматические признаки слова, наблюдать, как видовое понятие соотносится с родовым понятием (работа – занятие, труд, деятельность), сравнивать значения синонимов и антонимов, конкретизировать понятие примерами, взятыми из произведений художественной литературы, употреблять слово в речи. «Толковый словарь» помогает объяснить значения трудных слов (Электронный учебник, часть 1, тема «Различение суффиксов. Значение суффиксов», упр. №10, слово ТРАКТИР, с.16).

В УМК есть «Обратный словарь». Словарь, в котором слова расположены в алфавитном порядке с учётом обратного чтения. Для удобства пользования слова выровнены не по левому, а по правому краю. Чем же замечателен обратный словарь для учителя?

Использование обратного словаря на уроках русского языка является необычным, хотя именно обратный словарь дает огромные возможности для решения грамматических задач. Обратный словарь играет огромную роль в словообразовании, в словоизменении, группирует слова их по грамматическим признакам, помогает  отрабатывать разные орфограммы (суффиксы разных частей речи и т.д.).

Обратный словарь позволяет учащимся самим определять проблему урока и применять изученное правило на практике, обосновывая свой выбор. Как используется обратный словарь для развития орфографической зоркости, покажу на примере: (Электронный учебник, часть 1, тема «Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме», с.64, упр.41, с.6 словаря).

Словарь «Произноси правильно» или Орфоэпический словарь учит детей правильно говорить. В словарь включены именно те слова, которые вызывают трудности при произношении и постановке ударения. Задания такого вида входят в Мониторинг  образовательных достижений учащихся, а также ВПР. (Электронный учебник, часть 1, тема «Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке», упр. №3, с.9-10).

Словарь происхождения слов позволяет посмотреть на орфограмму с точки зрения происхождения. Этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. (Электронный учебник, часть 1, тема «Слова с удвоенной  буквой согласного, пришедшие из других языков», с.22, упр. №13).

«Словарь устойчивых выражений»  или Фразеологический словарь помогает узнать смысл фразеологических оборотов. В повседневной речи мы часто их используем, не замечая этого. Потому что с помощью фразеологизмов можно гораздо ёмче, точнее, эмоциональнее выразить иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему.  (Электронный учебник, часть 1, тема «Знаки препинания при однородных членах предложения», с.41, упр. №25, ЯСНО КАК БОЖИЙ ДЕНЬ).

В 4 классе вводится еще один словарь - «Словообразовательный».  Он помогает ученикам проследить, как и с помощью каких морфем образуется новое слово. (Электронный учебник, часть 1, тема «Знаки препинания при однородных членах предложения», с.42, слово ЗАМОРОЗКИ, с. 3 словаря).

Этими словарями пользуются мои ученики на уроках русского языка и литературного чтения, математики. В результате, у детей вырабатывается навык работы со словарями, развивается орфографическая зоркость, повышается грамотность, а в нашем мире это так ценно. Потому что правильная, грамотная речь - визитная карточка образованного человека.

Использование электронных словарей на уроке экономит время и позволяет мне увеличить объем выполненной работы.

Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №7  г. Ноябрьск Демченко Натальи Сергеевны

Категория: Русский язык | Добавил: хабибрик (23.02.2016) | Автор: Демченко Наталья Сергеевна
Просмотров: 1100 | Теги: словари, умк, перспективная начальная школа, электронный учебник | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Минпросвещение РФ
ДО ЯНАО
ДО г.Ноябрьск
Электронный журнал
Друзья сайта

Copyright Хабибрахманова И.Ю_Ресухина С.Г.© 2024-2012