Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 19:07

Сетевое сообщество учителей начальных классов города Ноябрьска

Меню сайта
Категории раздела
Профессиональные достижения педагога [177]
Модель "1 ученик: 1 компьютер" [28]
Математика [25]
Русский язык [20]
Литературное чтение [18]
Родители и дети [19]
Окружающий мир [7]
Проектная деятельность [39]
Физическая культура [2]
Сценарии мероприятий [13]
Наш опрос
По какому УМК Вы работаете?
Всего ответов: 127
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Умение работать с информацией

Становление информационного общества приводит к трансформации образования. Востребованным становится образование, которое позволяет человеку уверенно войти в мир информации, ее поиска, анализа и интерпретации. Нормативно-правовые  акты Российской Федерации в области образования (Федеральный закон «Об  образовании», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего среднего образования, «Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года») пронизаны идеей формирования высокой информационной культуры нашего общества. Школе как важнейшему социальному институту становления личности поставлена задача - создать условия для формирования у школьников умения работать с информацией.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального и общего среднего образования каждое направление универсальных учебных действий предусматривает наличие умения работы с информацией.  Умение работать с информацией относится к общеучебным умениям, носит универсальный характер, что позволяет школьникам решать различные познавательные и жизненно важные задачи. Являясь сложным по своей  структуре, представляет совокупность взаимосвязанных компонентов (частных умений), которые своим содержанием конкретизируют умение работы с информацией.

Компонентами умения работать с информацией выступают:

  • поиск информации (ориентирование в предметной области для функционального поиска, поиск объекта по известному названию, отбор ревалентной информации);
  • анализ информации (определение главного и существенного, выделение смысловых частей, выявление причинно-следственных связей в информации);
  • интерпретация информации (объяснение связей и зависимостей, выявленных в информации);
  • переформатирование информации (перевод информации из одного вида представления в другой);
  • обобщение информации (формулирование выводов на основе проведенного анализа информации);
  • создание информации (создание информационных продуктов на бумажных и электронных носителях);
  • создание электронных презентаций);

В Примерных программах представлены две программы, предполагающие работу с информацией:

  1. «Чтение. Работа с текстом»,
  2. «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».

Рассмотрим первую программу, предполагающую 3 уровня работы с текстом:

  • поиск информации и понимание прочитанного;
  • преобразование и интерпретация информации;
  • оценка информации.

Виды работ с текстом в начальной школе:

  • Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).
  • Чтение,  деление  на  смысловые  части.  Составление  плана (цитатный, вопросный,  картинный,  модельный,  схематический,  из повествовательных предложений).
  • Чтение по готовому плану.
  • Чтение,  после  чтения  пересказывание.  Виды  пересказа:  подробный, краткий, выборочный, творческий.
  • Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
  • Восстановление деформированного текста.
  • Инсценирование текста или отрывка.
  • Выборочное чтение (с определенным заданием).
  • Чтение в лицах.
  • «Жужжащее чтение».
  • Чтение цепочкой по предложению.
  • Чтение абзацами.
  • Чтение с пометками.
  • Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")
  • Чтение по группам.
  • Поисковое чтение.
  • Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)
  • "Живая  картинка"  (один  читает,  другой  мимикой  лица  реагирует  на услышанное).
  • Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
  • Чтение  с  целью  нахождения  отрывка,  который  поможет  ответить  на вопрос.
  • Нахождение  предложения  или  отрывка,  отражающего  главную  мысль текста.
  • Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  • Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  • Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
  • Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
  • Нахождение самого длинного слова в тексте.
  • Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
  • Чтение с пометками непонятных слов.
  • Кроссворд (игровая форма) погружения в текст.

Все данные умения, на наш взгляд, можно трактовать как относящиеся к информационной грамотности и применимые не только к текстовой информации, но и к информации представленной в любом другом виде.

Под поиском и пониманием прочитанного в Примерной программе мыслится умение находить в тексте факты, заданные в явном виде, определять главную мысль, тему текста, делить его на части, сравнивать объекты; упорядочивать информацию, представленную в неявном виде; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с его целью; ориентироваться в словарях и справочниках. Также школьники могут научиться использовать формальные элементы текста для поиска нужной информации, работать с несколькими источниками информации, а также сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Мы считаем, что в данном случае идет речь о первом этапе становления умения работать с информацией, столь актуального в современности. Можно сопоставить этот блок с мотивационными действиями. При выполнении любого задания обучающиеся ставят цель, определяют мотив, принимают учебную задачу, отбирают и «читают» полученную информацию. В случае же непонимания цели, неумения прочесть задание, ученик его либо не выполняет, либо выполняет с ошибками, что приводит к невниманию и нежеланию понимать представленную информацию в жизненных ситуациях. Поэтому необходимо включать в задания, особенно с использованием нетекстовой формы представления информации (диаграмм, таблиц, схем) вопросы на понимание, на осознание цели (даже при отсутствии таковых в учебной книге). Например, до выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице, необходимо отработать умение ее читать. Это могут быть такие вопросы:

  • как называется таблица; почему;
  • какую информацию из нее можно извлечь;
  • зачем нам таблица в задании;
  • какая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках;
  • назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;
  • что представлено в столбцах, в строках (прочитай «входные» ячейки);
  • какое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др.

Зачастую, эти вопросы опускаются многими авторами учебников, учителями, так как не считаются необходимыми. Однако в случае невнимания к данным действиям не формируется правильный, на наш взгляд, подход к «чтению информации», позволяющий:

  1. отметить особенность формы представления (для этого умение отрабатывается на информации, представленной в разных формах),
  2. прочитать информацию,
  3. выделить основное,
  4. понять,
  5. спросить (или выяснить), что непонятно.

Процесс формирования умения работать с информацией будет успешным, если:

  • общее умение работы с информацией представляет систему, взаимосвязанными компонентами которой являются частные умения: поиск, переработка, создание, представление, хранение и передача информации;
  • в образовательном процессе реализуется технология формирования умения работы с информацией, обеспечивающая поступательное продвижение учащихся в освоении соответствующих способов деятельности по этапам: формирование первоначального умения на уровне знания способа действия,  безошибочное выполнение действия по образцу, применение умения в сходных ситуациях, применение умения в новой ситуации на основе самостоятельного определения цели, мотивированного выбора способов и средств ее достижения при работе в одной образовательной области с последующим переносом умения в другие образовательные области;
  • освоение способов деятельности при работе с информацией осуществляется при активном взаимодействии учащихся с различными источниками информации и носителями актуального социокультурного опыта с учетом особенностей деятельности учащихся на разных этапах познания.

Заключение.

Работа с информацией и средствами сегодня становится главным содержанием профессиональной деятельности в информационном обществе, необходимым компонентом информационной культуры. Целью обучения является не только получение той или иной информации, но и формирование информационной культуры как части интеллектуальных умений. Роль преподавателя тесно связана с ее формированием. Только в том случае, если преподаватель даст ученику многообразные и обширные знания, обучит информационным умениям, человек будет готов продолжить образование, а, следовательно, и профессионально определиться в жизни.

Литература:

  1. Андреев В.И. Педагогика: учебное пособие/ В.И.Андреев.- Казань: Наука,2000
  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники/ А.А.Гин.- Гомель,1999
  3. Основы педагогического мастерства/ Под ред. И.А.Зязюна.- М.: Прсвещение,1989
Категория: Профессиональные достижения педагога | Добавил: хабибрик (23.12.2015)
Просмотров: 1837 | Теги: виды текстов, информация, работа с информацией, ФГОС НОО | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Минпросвещение РФ
ДО ЯНАО
ДО г.Ноябрьск
Электронный журнал
Друзья сайта

Copyright Хабибрахманова И.Ю_Ресухина С.Г.© 2024-2012