В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня - неотъемлемая часть программы повышения качества образования. Жизнь не стоит на месте: развивается современное производство, появляются новые технологии, новые возможности и новые проблемы при выборе профессии. Поэтому необходимо, чтобы молодой человек, оканчивая школу, уже приблизительно понимал, чем он хочет заниматься в жизни. Правильно выбранная траектория образования гарантирует раскрытие способностей и успешность в профессии. Конечно, сделать окончательный выбор в младшем школьном возрасте невозможно, но нужно научиться выбирать. И помочь в этом может школа.
Представления о массовых профессиях своего края у детей младшего школьного возраста очень ограничены, о них школьники знают мало и достаточно поверхностно. Даже не каждый ребёнок может назвать профессию своих родителей. А с редкими профессиями и народными промыслами своего региона учащиеся практически незнакомы.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Именно поэтому проектная работа поможет создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.
«Лэпбук» - в переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга» (lap- колени, book- книга). Она представляет собой тематическую папку, книжку – раскладушку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (миникнижки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал.
Обучив детей проведению элементарных опытов, дети с лёгкостью проводят опыты в своих исследованиях, как в классе, так и дома. На уроках окружающего мира и кружке «Я – исследователь» работу по формированию информационно – поисковых умений можно строить по направлениям:
В процессе проектной деятельности у учащихся формируются навыки, необходимые им для дальнейшей успешной самореализации. Дети учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.
Электрическая энергия играет в нашей жизни важную роль. Если в доме нет света, мы оказываемся практически беспомощны. Работа предприятий, транспорта и связи, основаны на использовании электроэнергии. Электричество настолько глубоко проникло в нашу жизнь, что мы порой и не задумываемся, что это за волшебник помогает нам в работе.
Но при всей простоте происходящего, производство электроэнергии, наносит существенный вред окружающей среде, счерпывая ее ресурсы. Поэтому моя работа посвящена необычным источникам энергии.
В условиях перехода на новые образовательные стандарты на первое место выступают интерактивные методы обучения, одним из которых является метод проектов.