Система работы над исправлением ошибок и повторением изученного материала позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. А все вместе это называется формированием грамотного письма.Эта методика работы создавалась на протяжении многих лет моей работы.
Словообразовательная работа на уроках русского языка в начальных классах может быть достаточно разнообразна. Для этого необходимо лишь использовать в определённой системе различные словообразовательные упражнения, подбирать для наблюдения и анализа интересный языковой материал, привлекающий внимание детей. Словообразовательные упражнения должны приучать ребёнка вдумываться в смысл производного слова, научить выявлять семантико-словообразовательные связи между однокоренными словами.
Чтобы вызвать интерес к уроку и инициировать работу, реально формирующую орфографические навыки, обязательно нужно обращаться к словарям. Французский писатель Анатоль Франс сказал: «Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке». В процессе обучения русскому языку и литературе мы традиционно обращались к различным источникам информации: словарям, справочникам, энциклопедиям, хрестоматиям и т.п. Основным источником такой информации, на сегодняшний день, перестает быть традиционная библиотека. На смену ей пришли электронные словари, энциклопедии, представляемые ранее в большом объеме только на электронных носителях, а теперь и в Интернете. Технологии электронного обучения все чаще и чаще используются в образовательном процессе.
На уроках во втором классе учащиеся постоянно работают с книгой, где размещаются словари: 1) орфографический (словарь «Пиши правильно»); 2) толковый; 3) этимологический («Словарь происхождения слов»); 4) орфоэпический («Произноси правильно»); 5) обратный словарь. Это создает правильную установку: словарь – это специальная, отдельная книга, к которой можно обратиться за помощью. Это облегчает работу на уроке учителю и детям, приучает учащихся находить нужные сведения и необходимую информацию. Дети с удовольствием работают с различными словарями.
Существует технология словарно - орфографической работы, которая интегрирует эффективные приёмы традиционного обучения с элементами педагогических инноваций, включает использование игровых приёмов, что позволяет облегчить усвоение трудных слов.
Достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. Что же такое орфографическая зоркость учащихся? Как развивать орфографическую зоркость? Какие приемы, развивающие орфографическую зоркость, наиболее эффективные? На все эти и другие вопросы Вы найдете в этой статье.
С 1997 года в практическую деятельность внедряю систему развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. На уроках русского языка реализую программу В.В. Репкина.
В предлагаемой программе представлена система лингвистических понятий, усвоение которых позволяет ученикам самостоятельно и осознано находить способы решения широкого круга практических и познавательных задач относительно слова, предложения, текста. Следует подчеркнуть, что речь идёт об усвоении именно понятия как основания собственных действий, а не словесного определения понятия. Знание такого определения, даже подкреплённого соответствующими примерами, отнюдь не свидетельствует об овладении понятием.
Таким образом, оценивая программу развивающего обучения русскому языку в начальной школе, я считаю, что основное внимание она уделяет усвоению теоретических знаний. Однако, недостаточное внимание уделено формированию практических навыков, которыми должны овладеть учащиеся начальной школы. Из всей совокупности языковых и речевых умений и навыков, особое место принадлежит орфографическим умениям и навыкам.